Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

лытдыбр

Картины о детских играх. Ч. 2. Кнутик и лошадка

Начало

Кнутик - первая игрушка мальчика и именно мальчика, девочкам он не полагался. Поначалу мальчик погонял игрушечным кнутиком игрушечную лошадку, которую также часто ему дарили - нередко к лошадке прилагалась колясочка. Когда у мальчика появлялась игрушечная ездовая лошадка (в виде палочки с лошадиной головой или качалки или лошадки на колёсах) и возможность изображать в играх с другими детьми кучера, маленькая лошадка с колясочкой отходила на второй план. Очень часто её предназначением становилось - помогать в играх в куклы младшим сёстрам для проявления братской нежности. Ещё одна функция кнутика в играх с сёстрами - играть в кучера и лошадку, причём лошадкой всегда была девочка. Чтобы мальчик учился управлять женщиной, а девочка - подчиняться мужчиной. Сами девочки против игры не протестовали, потому что у них редко был другой повод легально побегать по дому или на улице. Тем не менее, девочки не считали справедливым, что с кнутиком и лошадками играют только мальчики, и шли на хитрости, чтобы получить то и другое (не всегда, но нередко. Подробнее о хитростях для преодоления устанавливаемых взрослыми гендерных границ - в моей статье Как до революции мальчиков и девочек учили играть «по природе», а не как хочется.

1. Французский мальчик 18 века со своими игрушками. Обратите внимание - барабан был нужен для игры в войну, он не считался музыкальной игрушкой. Дело в том, что на полях сражений сигналы передавали как трубами, так и барабанами, кроме того, барабанами устрашали противника, ободряли своих солдат и помогали войскам шагать в ногу. Так что, увидев барабан на картине, можно уверенно сказать, что портрет - мальчика. Также обратите внимание, что, несмотря на рекомендации педагогов, мальчиков не обязательно одевали в оттенки розового и красного или же в мундирные цвета. У этого мальчика одежда спокойного, нейтрального коричневого цвета.


Collapse )
лытдыбр

5 знакомых всем картин с жуткими, если вникать, сюжетами

Загадочный голый юноша, привязанный к спине лошади, на чьё изображение можно наткнуться порой в самых неожиданных местах как на иллюстрацию к статье о кошмарах — никто иной, как тот самый гетман Мазепа, который фигурирует в пушкинской «Полтаве» (той самой, где «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут»). Сопоставить Мазепу с картины и Мазепу из «Полтавы» очень трудно, потому что у Пушкина — уже пожилой мужчина с седым чубом, а на картине — юноша в расцвете молодости и с причёской безо всякого национального колорита, но, тем не менее, это один человек.

...

За отсутствием большого выбора вариантов, портреты юного Мазепы моментально стали аналогом картин со Святым Себастьяном — в общем, в гей-культуре Франции занял важное место. Кроме Верне, в живописи его увековечили Делакруа, Жерико, Буланже, Шассерио и Делиньи. С их картин, по видимости, активно снимали копии, как живописные, так и графические. Сам Верне нарисовал голого Мазепу аж два раза — с волками и без них.

(а потом Жерико повторил это с плотом "Медузы", охальник)

https://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnyy-fakt/5-znakomyh-vsem-kartin-s-zhutkimi-esli-vnikat-syuzhetami
лытдыбр

Художник с особенностями: как Валентин Серов оказался в детской колонии и каким оттуда вышел

Я практически уверена, что он был высокофункциональным аутистом.

"Молодая мать, презирая условности, посвящать себе ребёнку не хотела. Им больше занималась тётя, Аделаида.

Она разрабатывала новые концепции в сфере дошкольного образования (и вошла с этим в историю). Племянник ей был очень кстати. Он был случаем интересным: почти до трёх лет не разговаривал, почти не проявлял эмоций и казался даже иногда отсталым (хотя на деле был очень наблюдательным и размышляющим мальчиком). Так что тесно общаться с мамой Валентин начал довольно поздно. Зато от мамы он получил прозвище: Тошка. Потому что Валентошка. Так его все и звали.

...

Ещё маленьким Серов удивлял и пугал Репина своей манерой работать. С недетской серьёзностью и недетским же упорством. Не отвлекаясь. Хладнокровно заново перерисовывая и переписывая уже законченные, но неудавшиеся участки — на чём часто теряли дух ученики постарше. С неподвижным лицом, на котором жили, кажется, только светлые глаза — очень быстрым движением мальчик бросал взгляд на объект, и глаза его тогда коротко сверкали.

В середине дня Репин отправлял Тошку на улицу гулять. Если бы он этого не делал, мальчик бы не попросил сам, и вовсе не из-за стеснительности. Его устраивало работать часами. Всё детское ему было как будто чуждо.

Когда Валентин вырос, обнаружилась ещё одна странность. Все его портретные наброски выглядели карикатурами, заставляя понервничать наблюдателей и модель. И только когда эти карикатуры обрастали краской, всё вставало на свои места — портрет становился невероятно живым. Когда рядом висели портреты от Серова и признанного мастера Репина — репинские превращались в мёртвое полотно, настолько они проигрывали серовским в экспресии."

https://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/hudozhnik-s-osobennostyami-kak-valentin-serov-okazalsya-v-detskoy-kolonii-i-kakim-ottuda-vyshel
лытдыбр

Картины о детских играх. Ч. 1

Вообще иллюстративного материала о детских играх в девятнадцатом (и немного конце восемнадцатого) веке я бильду предложила больше, чем вошло в статью (это нормально), так что решила сделать отдельный пост с картинками и комментариями. Полностью он будет понятен, только если вы читали статью Как до революции мальчиков и девочек учили играть «по природе», а не как хочется. Речь ниже пойдёт о детях из дворянских и состоятельных мещанских семьей.

Итак, первым игрушками, которые получали мальчик и девочка, были ему - кнутик, ей - куколка. Куколка всегда была в виде взрослой барышни, но ухаживать за ней предполагалось как за ребёнком. Зато играть за неё в социальные игры - как за барышню. В младенцах-пупсах не было нужды, потому что девочку не собирались обучать ухаживать за младенцами - этим занимались няньки и кормилицы. Матери брали на воспитание уже подрощенных девочек, которые лет с пяти должны были стараться во всём подражать пятнадцатилетним девочкам-девушкам. Мальчику тупо предлагалось щёлкать кнутиком над игрушечной лошадкой (если её выдали). Неудивительно, что мальчики постоянно косились в сторону кукол сестры.

Константин Нечер. Портрет неизвестного мальчика.


Жан Этьен Лиотар. Портрет дочери с куклой.


Collapse )
лытдыбр

Зачем дамы ходили, перегнувшись в пояснице, и чем был опасен «безопасный корсет»

В самом конце девятнадцатого века производители нижнего белья преподнесли новинку: гигиенический, абсолютно безопасный корсет. Он больше не гнул нижние рёбра, не стягивал желудок, не пережимал лёгкие – талия в нём приходилась на место, где рёбер уже нет, и к тому же выше талии корсет очень быстро расширялся, чтобы не давить на грудную клетку. Он также не выдавливал внутренности вперёд и вниз – щиток спереди, давящий на живот, делал его довольно плоским на вид (но вряд ли совершенно – годы ношения корсетов других моделей не могли не сказаться на женской фигуре).

Пленительную стройность талию, кроме того, новый корсет формировал за счёт прогиба в пояснице. Этот прогиб помогал одновременно убирать живот назад и на глаз делать самое тонкой место фигуры в корсете ещё тоньше. Для большего эффекта стройности в талии платья спереди украшались таким образом, что грудная клетка и грудь казались пышными и… нависающими над впалым (благодаря корсету) животом. Заодно он делал излишними турнюры – ягодицы сами собой оттопыривались под юбкой.

https://kulturologia.ru/blogs/040520/46300/


Джон Сингер Сарджент
лытдыбр

***

Если набрать поиск картинок по словам "женщина работает живопись", можно увидеть много дам в пеньюарах на диване с конфетой или винишком в руках.
Вообще всё верно, но ГДЕ НОУТБУК
лытдыбр

Некоторые мои последние статьи на Культурологии

1. Что на самом деле связывало Маяковского с Осипом Бриком: Известные люди с ментальными особенностями Статья, на самом деле, конкретно о художниках с дислексией, аутизмом и синдромом Дауна.

2. Как революция разделила семью и изменила жизнь династии художника Серова. Эта семья оказалась очень важна для Ливана, например. Даже больше, чем для России.

3. Какие вывезенные экспонаты и останки европейские музеи возвращают на родину. Если говорить о последних трендах в области искусства, то актуальнее не найти. Например, британский музей ищет бывших владельцев ювелирки, награбленной у евреев Третьего Рейха.

4. 9 королев, жизнь которых закончилась по очень неожиданным причинам. Некоторые читатели Культурологии уверяют, что я больше всего люблю писать, кто и как умер.

5. Как запрет на инцест породил европейскую цивилизацию с её индивидуализмом. Поверить не могла, но на Культурологии мне спецом заказали эту тему. Обычно моё увлечение антропологией с этим блогом не пересекается :)

6. Зачем на самом деле Медведь украл Машу и другие тайны народных сказок о девочках в лесу. Опять инициационные сказочки, уруру. Ярость читателей Культурологии не знала предела. Особенно когда я в ответ посылала хотя бы Проппа прочитать. Запяьнал, запятнал советский исследователь фрейдовщиноц детства чистые глазёнки!

7. Почему в старину было важно, хорош ли твой друг в постели: Кровать как место общего пользования. Немного социальной жизни прошлого.

8. Почему и как уже через поколение-другое изменится русский язык. Как следует закопалась и выяснила, как, скорее всего, будут разговаривать уже через двадцать лет.

9. Они заткнули за пояс Шерлока Холмса: 5 легендарных женщин в истории расследования преступлений. Ну, тут всё ясно по заголовку.

10. Спрятать или просто любить: Что делали с «особенными» детьми в семьях президентов и монархов. Тоже всё понятно.
лытдыбр

Мой личный список художниц, которые средний человек маст ноу

1. Зинаида Серебрякова
2. Татьяна Яблонская
3. Тамара де Лемпицка
4. Фрида Кало
5. Софонисба Ангвиссола
6. Лаура Найт
7. Найдан Рушева
8. Маргарет Макдональд, хотя можно скопом Глазго гёрлз
9. Ремедиос Варо
10. Эвелин де Морган

Вот просто должно быть так же попсово на слуху, как Шишкин
лытдыбр

Семиха: эпатажная женщина-кукла, создавшая турецкую оперу

Турция узнала Семиху в тридцать первом году, когда она появилась в первом в истории страны звуковом фильме «На улицах Стамбула». И тут же пошли сплетни. А вы слышали, её родили вне брака? Нет, в браке, но мать развелась с отцом и оставила ребёнка себе. Просто бросила его. Эти художницы сумасшедшие. Сначала они рисуют голых людей… Да, даже мужчин, так говорят! Потом уходят от мужей. Кто бы женился на художнице? Семиху зачали в грехе. И, кстати, подумайте, как молодая артисточка получила роль.

Девушку, на самом деле, режиссёр заметил в оперетте, а директор оперетты отбирал певиц и певцов ещё в консерватории, где Семиха училась не только пению, но и актёрскому искусству — жанр был для Турции нов, желающих (и умеющих) петь оперетту было немного, особенно девушек, так что директора театров тряслись над каждой певицей и сманивали их друг у друга. До фильма Семиха успела посотрудничать с несколькими площадками.

Когда в 1934 году поставили первую турецкую оперу, «Эсой», естественно, туда пригласили Семиху. Оплатил постановку оперы лично Ататюрк, президент Турции, заинтересованный в её модернизации и связи с глобальным культурным пространством.

https://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/semiha-epatazhnaya-zhenshchina-kukla-sozdavshaya-tureckuyu-operu
лытдыбр

Карьеристки времён Ренессанса: Как дамы становились шпионками и аббатисами

Немало женщин Возрождения увлекались траволечением. Если простолюдинка рисковала навлечь на себя подозрение в изготовлении ведовских зелий, то дама могла сыпать цитатами из античных авторов и ссылаться на занимавшихся лекарским делом монахов, которые тоже использовали травы. Принцесса Анна Шведская, сестра польского короля Сигизмунда III, ставила эксперименты с лекарственными травами и собственноручно их выращивала. Придворные охотно обращались к ней за помощью. А знаменитая Катерина Сфорца, утратив всё своё имущество, жила за счёт того, что изготавливала лекарства на продажу, прибегая не только к травам, но и своим познаниям в алхимии (практической её части).

https://kulturologia.ru/blogs/110419/42808