Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Цыгане и кони

Лошади-кони традиционно были очень значимы в цыганском быте и (по этой причине) в культуре.

Нет, не так.

Лошади были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган.

А не глядите так удивлённо. Вы знаете, что у британских цыган долгое время лошадь в быту была огромной редкостью? В отличие от трэвеллаз, своё имущество они передвигали в тележках. А азиатские и "арабские" цыгане традиционно предпочитают осликов (без пошлых ассоциаций, пожалуйста).

Итак, кони были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган, в том числе у хорошо знакомых вам (и мне) рома, о которых и пойдёт речь в этом рассказе.

Прежде всего, это было, конечно, связано с тем, что значительная, если не большая, часть цыган-рома вела кочевой образ жизни. В отличие от британских цыган, восточноевропейские и российские предпочитали жить с комфортом, и поэтому имущество их плохо умещалось на тачке, требовалась телега, а телегу на своём горбу не протащишь. Кстати, именно на основе телеги ставился шатёр у руска рома и некоторых других цыган. То есть, для нормального цыганского быта были просто необходимы лошадь (конь) и телега, и они считались центром всего этого быта. Именно поэтому в цыганскую культуру то и другое вошло как символ семейной жизни. Однако, нахождение лошади и в цыганском быте, и в цыганской культуре этим не ограничивалось.

Прежде, чем углубиться в тему, давайте вы, дорогие читатели, вспомните, что знаете о связи между цыганами и лошадьми?

1) На лошадях цыгане кочевали.
2) Русские цыгане жили за счёт торговли и обмена лошадьми.
3) Цыгане воруют коней.

Это, в общем, и всё, что известно среднему русскому человеку. И отсюда мы будем плясать, как от печки :)

Про тему кочевья я написала выше, а как в цыганском быте и цыганской культуре выглядели остальные два пункта?

Итак, русские цыгане (так же, как ловари в Венгрии) жили по большей части за счёт торговли и обмена лошадьми. В связи с этой деятльностью, непременным атрибутом взрослого мужчины считался кнут - по своей социальной значимости (как атрибута), кнут можно сравнить с ножом на Кавказе. По своей практической значимости - тоже :) Поскольку кнут был не только знаком лошадника и взрослого мужчины, но и оружием. Причём им можно было не только ловко щёлкать, но и бить кнутовищем, как дубинкой (на конец кнутовища традиционно было деревянное утолщение, кроме того, на случай серьёзной драки в само кнутовище бывал залит свинец; использовать в драке между цыганами "залитые" кнутовища запрещалось, только для защиты жизни от нападения извне).

В принципе, кнуты были важны и не лошадникам, поскольку кони были важной частью жизни многих кочевых цыган.

Кнуты делали сами цыгане, покупные не котировались. Свой первый кнут мальчик делал уже в раннем подростковом возрасте, готовясь перейти в разряд юношей (которым, в отличие от мальчиков, можно жениться и которым необходимо заниматься мужской работой), ведь юношу от мальчика отличают именно кнут и сапоги! Сам хлыст плёлся из кожаных ремешков, а кнутовище украшалось замысловатой геометрической резьбой.

Делали кнуты не только подростки, но и мужчины. Хороший кнут считался ценным подарком. Помимо красоты, в нём ещё ценилась удачливость. Считалось, что хороший барышник "заражает" удачливостью свой кнут, а кнут, в свою очередь, может "заразить" удачливостью другого барышника. Из этих соображений кнуты иногда выторговывали при мене, и часто - оставляли в наследство, и наследству такому радовались так же, как, например, горшку золотых монет, а почёту в нём видели гораздо больше.

Сапоги как атрибут юноши и мужчины, опять же, были значительно связаны с тем, что кони - мужская забота. Потому как у коней копыта, копыта твёрдые, кони тяжёлые, на босую ножку лошадка наступит - пиздец босой ножке, а сапоги некоторым образом от инвалидности предохраняют. Таким образом, лошади напрямую повлияли на мужской цыганский костюм.

UPD: поправка от loybukanah, как человека более искушённого:
"В этом случае их сапоги напоминали бы ботинки рудокопа из самой жесткой кожи...
даже если лошадь наступит на ногу, обутую в сапог - мало не покажется. Поэтому любой опытный конник просто не даст лошади наступать себе на ногу.
А сапоги носятся: а) чтобы предохранять голень от потертостей при частой езде на лошади (особенно, если со стременами). В том числе - предохранять штаны от протирания в этих местах - это сейчас штаны синтетические и всегда можно купить новые.
б) чтобы оказывать большее управляющее воздействие на лошадь - каблук."


Если вспомним русский фольклор, то обнаружим, что продажа цыгана лошади связана с обманом, надувательством (порой в самом прямом смысле слова, через соломинку). При этом, если мы посмотрим на литературу XIX века и на исторические факты, мы обнаружим, что цыгане были поставщиками лошадей для армии и что у них дворяне искали красивых горячих коней. Нет, в этом нет никакого противоречия.

Дело в том, что цыгане торговали как отменными, первостатейными конями, так и замаскированными задохликами. Концепции "специально продавать самое говнище" у цыган никакой не было, просто, как всякий российский купец, каждый товар, который был, он хотел продать с выгодой. А о выгоде покупателя, как тогда полагала купеческая общественность, должен заботиться сам покупатель. Вот и получалось, что для одних (заядлых лошадников) "цыганский конь" был символом лошадиного качества, а для других (менее искушённых) он же становился время от времени символом надувательства и паршивой лошадёнки.

Но зарабатывали цыгане лошадьми не только путём продажи и обмена. Как я уже писала, зимой руска рома становились на постой в деревню. В качестве основной валюты тут шли конский навоз и вспашка крестьянской земли по весне. Т.е. не только летом, но и зимой от лошади зависело наличие домашнего уюта у цыганской семьи.

Неудивительно, что наличие своего коня стало обязательным условием для того, чтобы парень мог жениться. Нет коня - нет дома, нет семьи.

Это жёсткое условие было одной из причин такого явления, как увод лошадей. Конечно, обычно коня парень заводил, просто заработав на него в ходе работы с семьёй, либо даже получив в подарок от старшего родственника (отца, крёстного, деда). Но семья могла быть и бедной, или парень мог быть сиротой, или вовсе старшее поколение могло артачиться, говоря, что молод он жениться (поскольку женитьба сына, особенно не-младшего, значило скорое его отделение, а значит, уход из семьи рабочих рук). В этом случае парни решались на увод. Уводился, как правило, барский конь, причём старались его найти подальше от нынешней стоянки табора; мальчишка поленивей или не рассчитывавший на богатую невесту мог увести и крестьянского, но это было, надо сказать, гораздо опасней, поскольку у крестьян был обычай забивать конокрада насмерть, невзирая на возраст. Таким образом, парень и добывал себе право жениться, и затыкал рот старшим родственникам, поскольку после такого громкого поступка говорить, что он недостаточно взрослый, уже не было никакой возможности.


Цыганский парень уводит коня. Иллюстрация Н.Бессонова к рассказу Г.Цветкова "Цыганская любовь"

Однако, любовь к девушке была не единственной причиной конокрадства в цыганской среде.

Увод лошадей был также способом показать молодеческую удаль, в основном, среди подростков и молодых мужчин. Сначала это, по-видимости, одобрялось цыганами, но со временем стало восприниматься взрослыми, как хулиганство, представляющее опасность для табора. Как ни странно, обычай уводить лошадь из озорства прошёл сквозь советское время и сохранился посейчас. Широко известна байка про двух весьма немолодых городских (!) цыган, которые, после пары рюмочек друг с другом, резко вспоминали о том, что они цыгане, и шли искать себе подвигов. Так, они умудрились упереть по разу коняшек не только из близлежащего колхоза и с конноспортивной базы, но даже у местной конной милиции. Стариков-разбойников каждый раз ловили вечером того же дня... в одной и той же рощице, где они за шашлычком обмывали свой подвиг :) Входя в ситуацию, пострадавшие забирали и лошадей, и заявления, а для милиции старички были чем-то вроде ходячего анекдота.

Увод лошадей встречался также и из любви к самим лошадям. Например, цыган мог увидеть коня у какого-нибудь барина, тот отказывался продать-поменять, или же цыгану было не на что произвести куплю-обмен, а сердце уже горело, ибо цыгане - народ влюбчивый, вот и получалось, что в одну прекрасную во всех отношениях ночь барский конь покидал своё стойло. Большинство цыганских песен, посвящённых конокрадству (хотя это и не самый популярный жанр, но всё же), обычно описывают такой случай.

Наконец, существовали профессиональные конокрады, одиночки либо семейные, потомственные. Русские цыгане, рассказывая о них, отмечают, что такие чаще встречались в Сибири, чем в европейской части России. Возможно, причина в том, что в Сибири многие цыгане были потомками арестованных за конокрадство цыган - не знаю. Впрочем, в любом случае не стоит наговаривать разом на всех цыган-сибиряков, были среди них вполне нормальные конезаводчики, вроде небезызвестной семьи Бузылёвых.

Особенностью как профессиональных конокрадов, так и случайных уводчиков коней было то, что цыгане не имели обычая сводить сразу табун лошадей, воруя их по одной-две штуки. Причина ли в каких-то особых "понятиях" или просто в специфике кочевой жизни, теперь уже непонятно.

Однако, раскрытыми выше темами роль лошадей в цыганской традиционной культуре не ограничивается.

Из-за того, что вся цыганская жизнь зависела от коня (или коней) семейства, то лошади и всё, что с ними было связано, были в цыганских глазах сакральны.

Так, в одной цыганской сказке цыгане видят истинный облик чёрта, глядя на него сквозь хомут. Обычай призывать подковой удачу на жилище происходит, скорее всего, именно от цыган; во всяком случае, он у цыган был распространён и встречается порой и сейчас. Многие цыгане традиционно считали и считают табу есть конское мясо. Конь в сказке, песнях выступает прямо как волшебный помощник: предупреждает о беде, уносит от беды, спасает, защищает. Даже самих себя цыгане ассоциировали с конями, и назвать мужчину конём, а женщину - кобылой в цыганской культуре всегда было не только не оскорбительно, но даже наоборот - считалось хорошим, поэтическим сравнением. Если вы отмотаете назад по метке цыгане, вы увидите ряд пословиц, где "цыгане" называются "конями", а цыганки - "кобылами".

***

В наше время место коня в жизни и цыганском сознании заняли автомобили. Каждый парень стремится обзавестись автомобилем в знак своей "самостоятельности", как прежде стремился обзавестись конём. Во многих семьях жизнь до сих пор зависит от коня, уже железного. Это не только семьи "бомбил" и грузоперевозчиков, но также - что особенно заметно на Балканах - семьи, занимающиеся сбором и сдачей металлолома и бумаги и частенько живущие на свалке (экс-Югославия, Чехия, Словакия). Их "железный конь" не только перевозит материалы; автомобильный аккумулятор также используется как источник электроэнергии в самодельных лачугах, при помощи которых работают телевизор, лампочки, электроплитки и даже иногда маленькие стиральные машинки. Таким образом, их "конь" до сих пор является центром быта.

Однако и настоящих коней не забывают. У иных цыган одно время было модно дарить девочкам на счастье кулончики в виде золотых подковок, и до сих пор многие городские цыгане, в жизни видевшие живую лошадь может, раз, может два, любят признаться в любви к коням, а некоторые воплощают эту любовь, коллекционируя фигурки лошадок или их изображения.

Считаю монеты на ладони:
О О О O О О O О O О О О O O O O O O O O О О O О О О О O O O O O

UPD: История к случаю

UPD: в комментах, процитировав первую строку, мне попеняли, что не рассказываю страшную правду - что цыгане крали коней :D
Tags: цыгане
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 111 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →