Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

О том, что детям "негде познакомиться с православной культурой"

* В пятом классе на литературе мы проходили не только русские народные сказки и Есенина, но и сказание о Петре и Февронии, а также в переводе прочитали начало Ветхого Завета (всё это было в учебнике и запомнилось благодаря замечательным иллюстрациям, в том учебнике они вообще замечательные). Атеистам: никто из неправославных семей от этого не зазомбировался, для нас это было просто знакомство с христианской частью русской культуры. Кстати, многие крещёные дети о своей религии что-то, кроме "Отче наш", узнали именно на уроках литературы (а также истории и МХК).

* Если в изучаемых с 6 по 11 класс литературных произведениях встречались отсылки к Библии, православным сказаниям, то это в хрестоматиях указывалось в комментариях и разбиралось учительницей литературы так же детально, как отличие оброка от барщины или особенности межполовых отношений в начале и конце XIX веков. То же самое, если идея произведения или одна из его идей были впрямую связаны с христианским мировозрением. Ни ложной стыдливости, ни выпячивания не было. Воистину, это подавалось как часть культуры.

* Кстати, когда мы изучали Омара Хайма и японское стихосложение, мы в кратких чертах узнавали об исламе и синтоизме. Православные: в шахиды мы от этого не пошли, небесной богине и японскому императору как потомку её молиться не начали.

* Христианская тема, будучи связанной с тем или иным историческим моментом в России, опять же без ложной стыдливости и без агитации рассматривалась и на уроках истории. Особенно когда проходишь культуру того или иного исторического периода: вкупе с образованием, литературой, visual arts рассматривались и особенности видения мира, а они часто сплетены с исповедуемой религией.

* Так же и на МХК, ежели рассматриваемое произведения искусства было связано с религией, это анализировалось так же, как техника и влияние эпохи на выбранные методы выражения мысли.

Из своей школьной части биографии могу сделать вывод:
1) Православная культура и её влияние на культуру и историю никем от детей не скрывается; более того, зачастую многое крещёные дети узнают не от родителей, а на уроках истории, литературы, МХК, поскольку домашнее изучение родной религии в России относительно православия плохо поставлено.
2) Пропаганды и давления, если только учитель не дурак, не ведётся, мозги никому не промываются.
3) А вот если бы нас, школьников, заставили бы выписывать в столбик слова "послушание - красота - прочая хрень" и потом медитировать над этими словами, выделив это занятие отдельной дисциплиной, мы бы эту дисциплину, в большинстве своём, возненавидели бы.
Tags: думы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments