Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Next Entry
Бароны табэра саппорони
merry
gipsylilya
"Посреди ночи Володя услышал скрип в окне - кто-то пытался вскрыть ставню <...> Володя, встав из постели, на цыпочках, не включая свет, подошёл к окну и стал прислушиваться. Он услышал шёпот на русском языке. Володю охватил страх за своих детей, которые жили с ним в доме. <...> Он сразу себе представил, что если эти бандиты войдут в дом, то они никого не пожалеют и всех положат. Видя, что все спят глубоким сном, он захотел поднять тревогу <...>. Но от страха вместо "караул" он поднял крик "ура". Филастра, поднявшись на этот крик, увидев мужа в белом исподнем, с растрепанной бородой <...> тоже подняла крик почему-то "ура". Все остальные, просыпаясь один за другим, как по сценарию, видя искривлённые лица своих родных, тоже подхватывали этот крик <...> "Ура!"..."

интересно, что я за книжку прочитала и какие-такие у меня остались впечатления? :)

Книга "Бароны табэра саппорони" от Олега Петровича - "всего лишь" мемуары. Мемуары, вообще, не очень благодарный жанр - не каждому бывает интересно прочитать, кто где учился, кто в кого влюбился, чья бабушка чьего дедушку каким супом накормила. Тем более, если автор мемуаров - не знаменитость.

Но книгу Олега Петровича, написанную о трёх поколениях его семьи, неинтересной назвать трудно. С одной стороны, от обилия фотографий (их по-настоящему много!) и отчётливого цыганского акцента создаётся стойкое впечатление задушевного рассматривания семейного альбома за чашечкой чая. С другой стороны, книга - явное и целостное литературное произведение. Конечно, автора можно упрекнуть в недостаточной отточенности стиля - многие литературные приёмы на уровне советской подростковой литературы: "ничто не предвещало беды", "этот страшный день", короткие тематические главки (это, впрочем, не может быть сказано в укор человеку с четырьмя классами образования, ИМХО, а короткие главы делают книгу удобной для чтения даже подростками, которые тоже входят в ЦА произведения). С другой стороны - уж в отсутствии-то своего литературного стиля при этом автора упрекнуть никак нельзя. Огромное количество мягкого юмора, цветистость и образность речи и такая уникальная фишка, которая меня просто поразила: после каждого описания смерти кого-то из родственников автор вспоминает "по случаю" какую-нибудь комическую историю. Пристрастие к байкам - один из ярких образцов цыганского менталитета. Другой яркий образец: знаменитая дуальность мировосприятия, "ром - гажё" и тут же - восприятие своего народа как относящегося и к цыганской, и к русской культуре. Подпись: Олег Петрович, и тут же в скобках - Мурша ле Ристаско, имя официальное и имя светское. Типично котлярское воззрение на цыганский мир, как вертящийся вокруг котляров: клан заодно оказывается и племенем, и нацией, и республикой, и штатом. Впрочем, автор время от времени напоминает, что он котляр и смотрит на мир с позиции котляра и потому видит, в основном, котляров :) Вообще самокритичность и самоирония при чувстве собственного достоинства для автора характерны.

Действие книги начинается аж в 1912 году. Основной нитью повествования являются истории трёх поколений мужчин из "табэра" Саппорони (в книге названия кланов даются с маленькой буквы, как название племён или народов, что уже объяснялось выше): деда автора, отца автора и самого автора, также их многочисленных родственников, кумов, сватов и друзей. Летопись этой большой, шумной, дружной семьи интересна уже сама по себе: ведь Саппорони проходят через гражданскую войну, сталинские лагеря, Великую Отечественную, крупные, сицилийского размаха, ссоры и раздоры с другими кланами, строят отношения с русскими соседями и другими котлярами и даже успешно участвуют в музыкальных конкурсах. Готовая основа для длиннющего, наполненного страстями и в то же время юмором телесериала :) Но автор не просто излагает события: они становятся поводом для него сделать этнографический (для нецыган) и исторический (для цыган) экскурс, порассуждать о том, что из опыта предков стоило бы перенять следующим поколениям, рассказать о современных цыганских проблемах; тут же и немного морали, и призывы к цыганам стремиться сохранять память об уходящих поколениях с которыми вместе уходит и неписанная цыганская история.

И конечно, ещё раз напомню, книга, в первую очередь, является произведением литературным, читать её интересно не только в качестве источника этнографических и исторических знаний, но и просто из-за сюжета, особенно из побочных сюжетов, представленных многочисленными и такими характерными для цыган байками.

Книгу ОСОБЕННО рекомендуется читать -

цыганам, если:
* вам интересна родная история
* вам интересно, чем живут и дышат другие цыгане (если вы не котляр)
* вам интересно найти имена знакомых или даже, чем судьба не шутит, родственников - это нетрудно, потому что цыган упоминается много, и не просто по имени, а по-настоящему, по-цыгански - откуда, чей сын, чей внук; я тоже наткнулась на пару знакомых имён (квы, не по жизни) - Петра Деметера, мужа Розы Джелакаевой, и Владислава Деметера
* вам интересно, какие пути решения некоторых современных проблем предлагает автор
* вам интересно, почему цыгане стали жить меньше и что с этим можно сделать (вот даже так)

нецыганам, если:
* вам интересно, чем и как жили цыгане в течение XX века, как строился их быт, их отношения с соседями
* почему после перестройки котляры стали рано женить детей
* почему в начале века котляры давали "отчество" не по отцу, а по матери
* над чем и как смеются цыгане
* вам интересны ритуалы, верования и суеверия цыган
* вам интересно познакомиться с цыганской манерой повествования



п.с. Огромное спасибо автору и обществу "Мемориал" за эту книгу!!!

  • 1
станция метро Орехово :) я прямо рядом
телефон мой есть?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account