Удивительно, но вспышка агрессия по поводу смены имени или фамилии может случиться даже в отношении человека, который сразу представился новым именем - и при всплытии факта смены имени на него могут начать вешать ярлыки. Проблема в том, что многие не понимают мотивов смены имени, не осознают распространённости этого действия и с детства живут с паттерном из книг и фильмов, что имена обычно меняют разного рода преступники, чтобы успешнее совершать преступления или избегать наказания.
Может быть, эта заметка поможет лучше понять близких, решившихся на смену имени, и справиться со своими психологическими проблемами по этому поводу.
1. Фамилию или отчество могут менять, чтобы подчеркнуть родство с человеком.
Самый частый повод для того, чтобы сменить фамилию – вступление в брак. До 1917 года при этом для женщины смена фамилии была обязательной. Так она показывала, что меняет семью. После 1917 года супруги могли выбрать, меняет ли один из них фамилию. По привычке чаще всего меняли женщины, однако немало мужчин выбирали фамилию жены по разным соображениям, а также нередко случалось, что оба супруга оставались при фамилиях своих родных семей.
Если к смене фамилии в браке (даже если её совершает мужчина) общество привыкло, то к смене отчества относится с недоумением. Как правило, отчество меняют для того, чтобы отдать дать уважения человеку, который вырастил вместо биологического отца – деду, дяде или отчиму. В общем, кто стал настоящим отцом по своей роли в жизни ребёнка, в честь того отчество и хочется носить.
2. Точно так же фамилию, имя и отчество могут поменять, чтобы символически отказаться от родства с человеком.
Несмотря на популярную установку «мать есть мать, отец есть отец», на житейском уровне каждый человек знает, что отношения детей и родителей бывают непростыми.
Отец может вообще никак не участвовать в жизни ребёнка, являясь родственником только на бумаге. Мать может практиковать систематическое насилие, и в воспоминаниях о родстве с ней в таком случае – ни капли тепла. Дедушка, чья фамилия досталась по отцу или по матери или в честь которого ребёнку дали имя, может на старости лет совершить преступление, от которого кровь стынет в жилах.
Отношения в чужой семье – всегда потёмки, посторонним многого не видно. Но если они дошли до стадии, когда человек принципиально рвёт с семьёй связи, логично, что он меняет и знаки принадлежности к этой семье. Иногда это касается не только фамилии и отчества, но и имени, особенно, если это имя чётко сцеплено с эпизодами насилия и вызывает их в памяти. Помните, что лезть в таком случае с расспросами – неделикатно!
3. Прагматические соображения никогда не выходят из моды.
Фамилия или имя могут быть неблагозвучны, или их постоянные искажения посторонними могут раздражать – в том числе из-за ценности, которую представляет для человека его имя. В таких случаях многие готовы поменять имя или фамилию, чтобы общение с миром упростилось или чтобы не слышать того, что воспринимается как издевка над именем. Так Орнелла, названная в честь актрисы, становится официально Нелли.
Ещё один момент – дискриминация, которая может серьёзно мешать карьере. Во время «борьбы с коспомолитизмом» у работницы с фамилией Табаретова, как бы смешно она ни звучала, было больше шансов на продвижение, чем у Рабинович или Мюллер.
В наше время пренебрежение и давление чувствуют обладатели фамилий тюркского происхождения. Так Мухаметдинова может превратиться в Михайлову (не считая того, что ей неприятно слышать постоянное искажение фамилии в виде сокращения до «Мухи»).
Нередко официально меняют имя и фамилию люди, которые годами писали под псевдонимом. В какой-то момент они привыкают жить под двумя именами – и утомляются от необходимости доказывать идентичность своему публичному образу. Легче сменить документы, чем каждый раз обнаруживать, что организаторы, например, лекции напутали и выписали пропуск на псевдоним и теперь придётся разбираться.
4. Имя и фамилия, данные при рождении, не соответствуют сложившемуся образу своего «я».
Знаменитый русский живописец Валентин Серов для всех своих знакомых был Антоном. Дело в том, что мама его звала в раннем детстве Валентошкой. Ласковое имя всё чаще звучало как просто «Тошка» - но «Тошка» было сокращением от Антона. И сам Валентин, и те, кто постоянно слышали, как его зовут «Тошкой», привыкли соотносить Тошку Серова с именем «Антон».
Это имя вросло в художника, став частью его идентичности, и имя «Валентин» осталось для посторонних, став чётким маркером разделения людей на своих и чужих. Если бы в то время было легко поменять документы, он бы, скорее всего, их поменял.
Этот факт о знаменитом художнике, картины которого знают и любят многие, возможно, поможет вам понять и принять тот факт, что имя, данное при рождении, не всегда воспринимается как подходящее человеком, который вырос не таким, каким его, быть может, задумывали родители.
Речь может идти о том, что в очень верующей семье вырос атеист, или в семье атеистов – верующий; человек может осознавать себя в другом гендере, другой культурной парадигме или просто человеком с характером, которому не подходит прежнее имя (например, вместо мягкого и крестьянского «Афанасий» кажется более подходящим твёрдое и княжеское «Олег»). Речь может идти о «прирастании» семейного или детского прозвища, которое стало восприниматься как основное имя или даже фамилия (как было с писателем Л.Пантелеевым).
В общем, человек просто пытается привести своё имя в гармонию со своим образом «я».
Как бы то ни было, человек меняет именно то имя, которое ему принадлежит. Со своей собственностью он вправе обращаться как угодно, не считаясь с желаниями окружающих.
Вот самые частые вопросы, которыми задаются люди, столкнувшиеся со сменой имени у близких или просто знакомых, в прошлом или настоящем.
1. Насколько это вообще нормально, для России и для мира в целом – менять имя или жить с двумя именами, для жизни и для официального общения?
У многих народов существовал обычай смены имени после того, как человек понимал, что изменилась его личность. Детское имя меняли на взрослое. Имя до первой битвы – на воинское. Имя из прошлой, разрушенной трагедией жизни – на имя для новой жизни.
В России, как и во многих странах, с введением письменных документов одно имя закреплялось на всю жизнь. Но вернее было бы сказать – одно из имён. Многих правителей прошлого в документах звали не так, как мы привыкли, потому что у них были разные имена для жизни и для официальных бумаг. Так, Борис и Глеб, дети Владимира святого, по документам были Романом и Давидом – но мы зовём их всё же так, как они привыкли зваться. У Мстислава Великого было даже три имени: крестильное Фёдор и по деду – Гаральд.
Кроме того, наверняка многие оказывались в ситуации Валентина Серова, когда в жизни со временем имя менялось, а на бумаге оставалось прежним.
2. Как мне теперь называть человека, который сменил имя?
В хорошие манеры всегда входило узнавать у человека, как к нему обращаться. Особенно если возникала хоть тень сомнения. И в дальнейшем обращаться именно так, как предложено. Это не вопрос отношения к имени или к самому человеку – только проявление собственной культурности.
Конечно, многие люди отлично живут и без хороших манер. В их жизни важны совсем другие вещи. Попробуем посмотреть с человеческой позиции, а не с точки зрения этикета. Для Серова тот факт, что человек зовёт его «Валентином», а не «Антоном», был ясным знаком, что человек этот ему – чужой. Точно так же вы всегда будете ставить себя на позицию принципиально и навсегда чужого человека, если будете использовать не то имя, с которым живут, а то, которое вписано или было некогда вписано в документы. (И, кстати, если от вас не ожидали, что вы выберете быть чужим, ждите, что отношения испортятся).
Если вам комфортно на позиции чужого и безразличен вопрос хороших манер, естественно, никто и ничего не может вам за это сделать.
3. Что делать, если назвал человека прежним именем, и он обиделся?
Как и в случае любой ошибки (если это была ошибка и вы не хотели портить отношений) – извиниться и уточнить, что вы никого не хотели задеть. Сообщить, что вам нужно время, чтобы запомнить обращение. Можете тут же несколько раз для себя повторить имя человека.
Можете вообще обращаться к нему без обращений, не по имени. Так выкручиваются те, кому тяжело воспринимать факт смены другим человеком его имени (и тот факт, что имя человека принадлежит именно ему, а не всем, кто его знает).
4. Как мне реагировать, если при мне человека называют другим именем?
Никак. Это между двумя другими людьми. Вы не знаете, какие у них отношения, и вас не просили в них вмешиваться. Если вам очень любопытно, почему к человеку на ваших глазах обращаются иначе, вы можете вежливо спросить его самого. Но ответ, скорее всего, будет скучным: «Такое имя было прежде по документам», «Это моё домашнее прозвище» и т.п. Люди не так часто делятся своими драматичными историями направо и налево.
Текст: Лилит Мазикина специально для проекта "Ресурсная психология"