Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Category:

Хроники коммуны: что мы делали на даче

Как прошли дни с 3 июля по 17 июля

У нас дачи нет, а моя подруга Лиза каждый год с сыновьями отдыхает на маминой даче. От цивилизации она далековато, но там очень мило и просто всё создано и оборудовано для детского отдыха: рядом речка, леса (чистый воздух!), просторный дом, два батута (большой и маленький), просторная же игровая, терраса для обедов на свежем воздухе, маты-трансформеры, магазин с мороженым и много живых существ, и домашних, и диких. Понятно, что когда Лиза пригласила немного отдохнуть на даче с девочками, я согласилась. Я надеялась также, что Андроид ударным трудом отблагодарит Лизу, но сильно ударного не вышло по независящим от нас причинам.
Дети - почти идеальные ровесники. Мише десять, Валере без малого десять, Сашке и Пашке предстоит пойти в первый класс. Собственно, я думала потратить две недели на даче на подготовку детей к первому классу, потом мы с Лизой надумали привлечь к тому же процессу Сашку, а потом меня понесло, а Лиза поддержала движ по полной. Мы распланировали программу подготовки к школе ВСЕХ.
Сразу скажу, не всё запланированное мы воплотили. Но многое! В программе у нас значилось:


- общее укрепление организма, крупная моторика, чувство баланса, прогулки, игры, включая командные с правилами,
- знакомство с флорой, фауной и природными явлениями,
- работа с мелкой моторикой, координацией движений,
- работа с эмоциями, со стрессом, с социальным взаимодействием, умение работать командно, умение выполнить задачу на усилии воли, а не только интересе,
- немножко логики и математики, немножко чтения и рисования,
- фильм каждый вечер, отобранный по моей концепции (но отбирали мы вдвоём, понятно),
- улучшение навыков самообслуживания по мере возможности,
- создание атмосферы, в которой дети будут достаточно скучать и достаточно легко находить способы занять себя (то есть, использование гаджетов было ограничено, на большинство "мне скучно" - предложение придумать, чем заняться, с, если необходимо, напоминанием существующего выбора; книжки и игрушки лежали в зоне доступа)
Предполагалось примерно такое расписание
- около семи дети встают, завтракают, пользуются гаджетами,
- после девяти гуляют или играют во что-то подвижное так,
- перед обедом - выполняют задания, не требующие подвижности, например, мастерят поделки после короткой лекции о чём-то, что с ними связано, или решают логические задачки; тут же - разговариваем об эмоциях и социальных взаимодействиях,
- после обеда - книжный час, я читаю детям книгу с хитростями, которые помогают им удерживать внимание, пока они не вовлеклись в повествование (в качестве книги я выбрала "Говорящий свёрток"),
- потом опять подвижные игры, желательно во дворе,
- вечером - фильм-сюрприз, то есть не то, что выбрали дети, а то, что выбрали мы и они, скорее всего, ещё не видели (фильмы, в основном, о проблемах, которые детей могут волновать, и о том, как их решают вместе с друзьями - ну и просто по книгам), во время фильма - ужин чем-то, что не надо долго готовить (гренки, овощи, фрукты)
- вечером - уборка и спокойные игры, книжка на ночь (у мальчиков своя, у девочек своя - девочкам я взяла "Джинна Севу")
Также в течение дня, по настроению - настольные игры
Всякие задания подготовила я, а ещё я взяла резинку и дополнительный комплект для бадминтона, ну и то, что могло пригодиться для поделок, настольных игр и рисования. Много настольных игр, бассейн (в виду предстоящей жары), лего обеспечила Лиза. Она же, в общем-то, рассказывала 99% всего, что дети узнали из природоведения на даче, и выгуливала детей. Ну а заданиями разного толка мы детей обеспечивали вдвоём, и тренинги на работу со стрессом проводила я.

Самое простое, что можно описать - это фильмы.
Мы смотрели:
- "Книгу джунглей" (по Киплингу; новый диснеевский; обращали внимание на то, что Маугли старается соблюдать правила безопасности, в том числе слушая старших, говорили о некоторых природных явлениях вроде селя, лесного пожара, смене сезонов в джунглях и т.п.; сообщили, что от книги сюжет отличается) - однозначно понравился
- "Клуб стеклянных шариков" (по серии испанских графических романов от Хосе Сальенте; вопросы насилия со стороны взрослых, базовых нужд ребёнка, ревности; а ещё, правда, мы это не обсуждали, в фильме метафорически показан режим Франко - ну, так считается) - в конце дети скакали и орали от возмущения, и правильно делали, я считаю
- "Проданный смех" (по Джеймсу Крюсу; про азартные игры, депрессию, про то, что к проблемам можно подходить как квесту - друзья Тима решили квест и спасли его) - дети сочли фильмом ужасов, особенно ужаснулся Валерий
- "Чарли и шоколадная фабрика" (по Роальду Далю; современную, более вольную трактовку - потому что там озвучивается вслух, главным героем, что Вилли Вонка ведёт себя неадекватно; поговорили о технике безопасности, садизме, ответственности взрослых за детей) - Сашка произнёс главную фразу, мол, умпалумпы поют, когда кому-то плохо
- "Чернильное сердце" (по Корнелии Функе, тоже довольно вольную; о предопределённости судьбы немного поговорили по следам) - дети с удовольствием угадывали знакомые книги, из которых вычитывали персонажей
- "Иностранка" (внезапно мне показалось, что о столкновении культур будет интересно - но детям ничем не откликнулось) - полный провал 🙂
- "Заколдованная Элла" (по Гейл Карсон Левайн; об опасностях абсолютного послушания, о справедливости, о том, что хороший подарок для дарителя это не всегда хороший подарок для одариваемого) - понравилось, болели за Эллу горячо
- "Большой добрый великан" (по Роальду Далю; честно говоря, ради великаньих языковых игр - ну чудо же) - понравилось, хотя Валера сказал, что немного неприлично
- "Тайна железной двери" (по Юрию Томину; как всегда, о расхождениях с книгой я сообщила; о насильном осчастливливании) - Валера не сразу понял связь между желаниями ГГ и дальнейшим поведением окружающих и сообщил, что дети в семидесятых были странные, а в целом понравилось, но не так сильно, как современные картины
- "Звёздочки на земле" (про мальчика с дислексией и депрессией; говорили о чувствах, депресии, стрессе, о важности поддержки семьи) - Мика сказала, что если б я не встретилась, она б дошла до такого же состояния, а бедный Валера просто рыдал, но фильм признал хорошим, и под впечатлением от фильма дети весь вечер и всё следующее утро рисовали (в фильме рисованию уделено много внимания)
- "Хроники Спайдервика" (по Холли Блэк и Тони ДиТерлицци; о семейных связях и семейных тайнах, о чувствах детей при разводе родителей, об английском фольклоре) - понравилось
- "Приключения жëлтого чемоданчика" (по Софье Прокофьевой; я анонсировала как фильм о мальчике, который всего боялся, и девочке, которая не могла справиться с грустью, и это детей очень зацепило - обсуждали во время просмотра активно) - один из немногих фильмов, сильно зацепивших Сашку, остальным тоже понравился
- "Игрушка" (о том, что некоторые люди играют в других как в игрушки - оказался сложноватым, хотя местами обсуждали активно)
- "Щелкунчик и четыре королевства" (по балету по книге - рассказала, как Щелкунчика всегда далеко от книги экранизировали), тут мы мало обсуждали, но Мика после этого принялась каждый день танцевать, подражая балетным движениям, и представила балетное выступление на день рождения лизиной мамы; кстати, Валера и Саша тоже немного попробовали балетничать
- "Леди-Ястреб", но тут я слишком отвлеклась, и не знаю, как детям кино
Сашка сразу заявил, что ему будет трудно отсидеть весь фильм, и мы уговорились, что он будет сидеть первые десять минут, а потом как хочет - лишь бы другим не мешать. Через раз он возвращался досматривать.
Что касается обсуждений - главное правило, чтобы они были короткими и интенсивными. Вбросить мысль, вопрос - выслушать ответы - может быть, что-то сказать в ответ, и в любом случае отметить интересные мысли. Закончить до того, как это превратится в полноценную дискуссию. Тогда мысль имеет шанс забродить в ребёнке, и займёт его надолго - будет вертеть её так и этак.

Ещё одной из моих идей, кстати, было играть в слова дня. Но поскольку дети и так выучивали много новых слов (в том числе во время просмотра кино), то я решила, что это излишне, и мы проанализировали только две пары слов: лохматый и мохнатый, и кривой и косой.
А ещё мы узнавали слова, связанные с движением, обидные, но пристойные обзывательства, слова, связанные с описанием чувств и ситуаций.
Во время первых двух дней чтения дети должны были угадать пропущенное мной слово, найти синоним или антоним к слову, к которому я попрошу, и попытаться объяснить слово в другом случае.

Немножко мы ещё логопедили. Угадывали возможные слова по гласным, делали языком пулемёт и разные загибы, сравнивая, как звук тогда идёт.

Кстати, о книгах.
Я с собой взяла ещё книги "500 фактов о человеческом теле" (мне показалось, Валерию понравится), книгу о безопасности типа "Что делать, если" и переведённую Лизой книгу о ментальном здоровье и психологическом благополучии, не помню названия. Так вот, первая книга стала абсолютным хитом. Её брали почитать все, кроме Сашки. В книжный час Валера с Микой по очереди, по собственному почину, читали её вслух. С ней валялась на диване Пашка, притом вкладывала и перемещала закладку, так что ясно, что именно читала. Сашка слушал чтения и, по гордости своей, не участвовал в обсуждениях, зато задавал маме или мне смежные вопросы об анатомии.
По остальным двум книгам мы несколько раз говорили об эмоциях, о стрессе, психологическом благополучии и о сложных ситуациях.
Из книги мы всё время Валеру ВЫВОЛАКИВАЛИ, она стала безусловным хитом среди него.
Зато Мике понравилось самой читать "Говорящий свёрток", который ей сначала читали я и папа
Книги у мальчиков и девочек были разные не по гендерному признаку, а по семейственному. Вечернее чтение - для чувства связи с родными. Мальчикам читала мама, девочкам - я или папа (по ваццапу)

Прогулки с Лизой - это был чистый Сухомлинский. Я участвовала, кажется, в одной, но получила огромное наслаждение. Рассказы обо всём, что видим - в поле, в лесу, о птицах, цветах, бабочках, ягодах. Но и дома она многое рассказывала, благо был повод - жили там курица в курятнике, полоз в террариуме, муравьи под смородиной, лягушки в зарослях (и иногда в ванной) и прочее двигающееся.
Дети научились ухаживать за курицей, общаться с ней - сначала они в основном возле неё орали, наблюдали за полозом, как он ест, щупали сброшенную им шкуру.
С прогулками в лес не задалось, потому что была объявлена опасность лесных пожаров, официально. Рвали земляничку, малинку и смородину, где доступно.
Я сама из отдельных рассказов рассказала, кажется, только про то, как делали бумагу и папирус и как в первобытные времена устраивали свой, э, первый быт.

Лимит на гаджеты дети придумали обходить хитро. Сначала один сидит своё время, остальные смотрят, потом следующий так же.

С движением всё понятно. Вот вам, дети, речка, вот вам батут. Но кое-какие игры показывала я. Во-первых, в резиночку (тут тебе и на последовательность, и на ловкость / координацию, и задел на то, чтобы повторять потом с одноклассниками или во дворе дома). Во-вторых, в серсо, бильбоке и в чеканку бадминтонной ракеткой (когда воланчик подкидываешь, так и с переворотом). Просто в бадминтон дети тоже поиграли, и в скакалку, и с мячиком без нас.
На прогулках Лиза постоянно поощряла детей куда-нибудь залезть, ходить по бордюрам и поваленным столбам (это и для координации хорошо, и для косолапеньких)
Со всеми играми то же самое, как с обсуждением фильмов - не надо играть досыта. Если детям захочется, они потом сами повторят. Но важнее, что они хоть по разу попробуют и в целом что-то в этот раз потренируют, и ещё то, что у них будет какой-то багаж, чтобы потом наводить социальные мостики, чем-то вместе заниматься со сверстниками - при возможности.

В честь жары Лиза поставила переносной бассейн. Девочки там тусили практически всё время, и соответственно бегали в плавках и купальниках. Мальчики заглядывали иногда. Зато мальчики переняли от девочек манеру бегать босиком (это относится к мягкому закаливанию и очень рекомендуется летом, при возможности). Ещё Лиза выдавала детям прыскалки прыскаться, а ещё, конечно, дети поскакали под грозой - устроили аквадискотеку
В общем, мягкое закаливание удалось

Предполагалось, что часть заданий я буду давать в рамках игры в квест. Но сил моих на квесты не хватило. Один раз Мика сделала всем квест, взяв у меня список возможных задачек (из набора "100 задач на сообразительность" - такие карточки, на которых всякие лабиринты, найди тень обезьянки, угадай то, покажи это, в общем, как в детских журналах - и это тоже, кстати, помогает подготовиться к школе). В результате квесты мы заменили логическими задачками, сначала простыми, вроде вопросов "каких камней не бывает в море", а потом - ДЕТЕКТИВАМИ.
Логические задачки и особенно детективы детям пришлись невероятно по душе. Сидели и дружно разгадывали, и даже Сашка забыл, что боится прилюдно ошибаться (у него немного болезненное самолюбие и из-за этого - склонность тревожиться и из-за тревоги от много отказываться). Ну, я их выкладывала. Такие задачки лучше задавать не по одному ребёнку, а именно компанией, чтобы опыт детей, обычно разный, перекрывался и хоть кто-то да угадал - либо совместными усилиями. Дети не против трудных задачек, требующих усилий, они против чувства беспомощности, когда раз за разом не можешь получить результат. Даже когда все четверо буксовали и сдавались - они видели, что не они одни не справились, и уже не заморачивались чувствами по этому поводу, а радовались и удивлялись, узнав, как решается задачка.
Каждый, и не по разу, предлагал решение или хотя бы часть хода решения. Это было отрадно.
Ещё у нас были логические задачки из ряда "переставь палочку".

Про прогулки. У Сухомлинского прописано, что надо утро посвящать нагрузке на мозг, а мы это откладывали до середины дня. Но дело в том, что двигаться активно безопасно и тем более гулять при таком солнцепëке можно было только с утра, а совмещать движение с моими занятиями я была не готова, да и использовала прогулки детей с Лизой, чтоб работать.

Я подготовила разные поделки, но по итогу мы немного рисовали красками, делали фокусы с листом бумаги от Перельмана и сделали "первобытные мультики" из кружка на ниточках. Плюс Сашка вырезал снежинки.
Мелкую моторику в основном развивали на ягодах 🙂 благо их много разных росло. В любой непонятной ситуации Лиза напускала детей на ягоды. А также - просила нарвать и составить букетик. Плюс самостоятельные игры в лего.
Ещё из того, что планировалось делать ради мелкой моторики - выкладывать ниткой рисунки или слова (последнее упражнения особенно актуально для Мики, ибо дислексия) - но мы не воплотили.

Командные игры и игры на правила была не так многочисленны
Лиза задавала детям совместно построить башню Лего - Саше идея не понравилась, а остальные принялись с энтузиазмом
Играли в прятки и бабочки (игра, которую придумала Микина и Павкина прабабушка - даёт не меньше часа покоя взрослым, а детям обычно нравится - прятать бумажных бабочек по доступным, но не сразу очевидным местам комнаты), в соревнования, скорую помощь, бадминтон. Павка с Микой ещё организовывали два выступления, одно просто так ("цирк"), а другое ко дню рождения Лизиной мамы (номера на батуте и ритмический этюд без музыки).
Я думала детей ещё научить играть в бегунки, они же шаги, и в скакалку, но со скакалкой удалось только в самую простую игру - когда ведущий по кругу водит скакалку, чтобы она над полом летела, а остальные перепрыгивают.

Настольные игры! Дети с удовольствием в них играли. На работу с координатами - в "дорожки" и морской бой (на бумаге и на пластиковом поле); на тактику и визуализацию пропорций и умножения (ага) - в площади; в монополию - это, скорее, на правила. Жалели, что не взяли с собой диксит и набор для фокусов.
Саша чаще всего игр избегал, потому что боялся, что как-то не так понял правила и не справится.
Как я работала с сашиной тревогой не справиться с заданием и показать себя с плохой стороны.
Мы уговаривались, что задания разобьём на цепочку маленьких заданий. Каждое из них он будет делать, покуда чувствует себя в силах. Когда поймёт, что слишком сложно, запросит дополнительной помощи или скажет "стоп".
Так он попробовал играть в викинги, они же площади, в дорожки. Я ему объяснила, что так можно справиться со многими пугающими задачами - посмотрим, поможет ли ему это. Кроме того, мы уговорились в самом начале, что он может брать альтернативные задания - потому что всегда можно заработать условные очки чем-то помимо основного задания.
Ну и мы о разных техниках продвижения вперёд, уменьшая стресс, говорили.
Он решил иногда пробовать новое (для начала сделал это с кофе) и разработал свой квест, но, кажется, не смог уговорить остальных в него поиграть.

Вообще мы уехали, а Саша продолжал жечь. Он выучился дактилю - азбуке на пальцах. А он всегда отказывался писать слова, хотя знал буквы и умел читать - боялся не справиться. Лиза посмотрела, как он слова дактилем показывает, и сказала ему, что это же то же, что писать их. И Сашка... начал писать слова! На бумаге. Прямо что-то щёлкнуло у него в голове. Ещё он, конечно, понаделал поделок - в этом он всегда хорош был.

В общем, лето неплохо удалось.

Тем временем к Злате приезжала подруга, и они ходили по Питеру по всяким знаковым местам.
Tags: хроники коммуны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments