Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Category:

Художницы, которых культурный человек не может не знать

1. Тамара де Лемпицка

Тамара Гурвич-Гурская росла девочкой с амбициями, и смогла их воплотить на полную. Когда после революции она оказалась с красивым, но апатичным мужем на руках, а также с пожилой матерью и маленькой дочкой во Франции, она быстро сообразила, как ей выгрести из того ада, в который засасывало её и её семью. Взяла уроки живописи, придумала себе романтичную биографию (стала из российской еврейки польской графиней - к замужней фамилии добавила частицу "де") и принялась зажигательно тусить в шёлковом платье на всех вечеринках Парижа, звали её или нет, демонстративно заигрывая с женщинами и мужчинами. Рабочий день её выглядел так: встать, перекусить, работать у мольберта, обнаружить, что уже вечер, накраситься, приодеться, поехать на вечеринку, там зажигать (привлекая внимание и новых клиентов), под утро приехать домой и броситься в кровать, и вскоре снова встать, чтобы работать почти без передышек. Мужа, который даже близких телодвижений для выживания семьи не предпринимал, предпочитая томно тосковать по условной родине (он был всё же поляком, а не русским) за винишком, пришлось скинуть как обузу. Дочь Тамара практически не видела. Смогла выйти замуж и успешно, и по любви - за венгерского еврея, предпринимателя. Понятно, что когда Гитлер атаковал Францию, с таким мужем Тамара не могла просто остаться в Европе. Она бросила всё, чтобы вывезти семью в США и там начать всё с нуля.
Вскоре она, однако, оказалась в забвении. Лишь в шестидесятых о ней вспомнили и на новой волне интереса стали просить интервью. Но Тамара отлично знала, в какой момент и что нужно для интереса публики. Она заперлась в домике в Мексике, среди кактусов и выжженной земли, и её дочери пришлось сказать, что мама давно живёт отшельницей и духовно просветляется, так что интервью давать не будет: суета это всё. Цены на картины Лемпицкой немедленно взлетели до небес, и дочери в наследство после смерти матери досталась круглая сумма.
Стиль, в котором рисовала де Лемпицка, называется "мягкий кубизм", и она, вероятно, самая знаменитая женщина из всех направлений кубизма в мире и истории. Одной из знаковых картин считается её автопортрет в автомобиле. Когда он был нарисован, у Тамары не было никакого автомобиля. У неё лишней-то пары обуви, вероятно, тогда не было...



2. Софонисба Ангвиссола

Ангвиссола была не первой придворной художницей в Европе, а второй, но всё равно вошла в историю крепче, чем её предшественница. В том числе - как учительница ряда других художников своей эпохи, вроде Артемизии Джентилески. Семья её отца некогда приехала в Италию как беженцы из Византии. Они были традиционно пифагорейцами, то есть разделяли идеи об интеллектуальном равенстве женщин и мужчин и о праве женщин на славу и карьеру. Своим детям отец Софонисбы дал всё, что только мог. Две из его дочерей, обнаружившие талант к рисованию, обучались живописи и стали художницами. Когда Софонисба была ещё подростком, Ангвиссола-отец взял её рисунок и отослал Микеланджело с просьбой дать пару уроков способной девочке. Микеланджело отнёсся к просьбе благосклонно и прислал письмо с практическими советами по рисованию. Позже Софонисба наделала шума в Италии, рисуя семейные портреты в принципиально новом стиле - так, чтобы изображаемые своими позами, занятием и предметами показывали свои отношения и характеры. Её заметил дворянин из Испании и вскоре она стала придворной художницей в Мадриде. Почему там? А это была единственная страна, в которой уже прежде была придворная художница и которая не боялась нанимать женщин. Правда, оформляли их придворными дамами. Зато после долгого срока службы король назначил Софонисбе пенсию, а ещё она нашла себе мужа (уже второго, первый был в Испании) намного младше и богатого, который был от неё без ума и ради неё построил отдельный дом-студию. Там-то Софонисба и давала свои уроки молодым дарованиям. А её предшественницей при испанском дворе, кстати, была Катарина ван Хемессен.
Вот одна из типичных картин Ангвиссолы, изображающая детей, играющих в трик-трак. Мальчики традиционным доя настольеых игр жестом показывают "Я выиграл - Нет, я выиграл!„ что превращает сценку в юмористическую.Жанр называется маньеризм.



3. Зинаида Серебрякова

Дочь сразу двух франкороссийских художественных династий, Бенуа и Лансере, Зинаида прославилась в мире как русская художница, сформировавшаяся в Санкт-Петербурге, хотя, опять же, большую часть времени творила во Франции. Она также родилась под Харьковом, где был один из домов её семьи, провела там детство, девушкой работала там каждое лето, там же познакомилась с будущим мужем - своим двоюродным братом, и там же некоторое время работала круглогодично после революции, поэтому на неё наравне с Россией и Францией претендует Украина. Как видим, художников редко смущали границы, в отличие от тех, кто взволнован, кому же должна достаться слава художника. Зинаида знаменита своими портретами. Поскольку она часто рисовала членов своей семьи, то многим даже кажется, что все портреты - на одно лицо; но эта иллюзия рассеивается, когда смотришь портреты парижского периода, где много уже посторонних людей. Кроме того, она делала этнографические зарисовки и создавала жанровые картины. Всё её потомство, что нормально для Бенуа-Лансере, также посвятило себя искусству.
Зинаида Серебрякова участвовала в объединении "Мир искусства", пока была в России. Как художница, она была экспрессионисткой и символисткой. Особо потрясает её работа с пастелью. Одна из самых известных её работ - картина "Девочки-сильфиды".



4. Джорджия о'Кифф

Эта художница - воплощение американской мечты. Она из фермерской и притом католической семьи. Она пыталась стать художницей ещё в юности, но всё окружение было против. Только выйдя замуж за ставшего потом легендарным фотохудожника Стиглица о'Кифф получила поддержку, чтобы продолжать занятия живописью. У неё быстро выработался узнаваемый стиль, в котором ощущается дыхание помешанной на индустриальном дизайне эпохи.
О'Кифф была прецизионисткой. "Главный сюжет для прецизионистов — изображение города, его пластическая визуализация в чётких геометрических формах", настолько хорошо поясняет Вики, что я переформулировать не буду. Тем не менее, характерный для прецизионистов-урабнистов стиль художница перенесла на природу - цветы и пейзажи, что было неожиданным ходом и дало потрясающий эффект. Вот парочка её пейзажей.





5. Татьяна Маврина

Первая из русских художников, получившая премию Андерсена - за иллюстрации к детским книгам. Маврина была из старой дворянской семьи, с детства обожала народные промыслы и народные визуальные искусства, обучалась во ВХУТЕМАС (и там же нашла мужа) и развила собственный, принципиально русский по своим корням стиль. Её иллюстрации ещё долго перепечатывали в детских книгах. Направление - даже не знаю, лубок? Увы, но она долго не получала признания на родине, в отличие от мужа, который специализировался на натюрмортах - рисовал букеты цветов.




6. Маргарет Макдональд Макинтош

Возрождение кельтики в расцвет ар-нуво - это вот она, то есть в том числе она, одна из виднейших шотландских художников своего времени. Вместе с сестрой, тоже известной художницей (одной из Четвёрки из Глазго) окончила художественную школу в Глазго. Их мужья стали второй половиной четвёрки. Маргарет принципиально работала в сфере прикладного дизайна, оформления, поскольку древние ирландцы, на которых ориентировались возрождавшие кельтскую культуру, не рисовали "просто картин" - они вышивали гобелены, украшали деревянные стены рисунками, выкладывали витражи. Вот и Маргарет делала так же. В итоге её работы трудно разглядеть во всей красе по фотографиям, их надо видить вблизи, на ткани и на дереве, на которых они нанесены. Несмотря на явственную национальную окраску, Макинтош считалась одной из самых видных художников в стиле модерн ВО ВСЕЙ Британии.

Картина (по дереву), полная символизма для британцев: "Белая роза, красная роза".


7. Татьяна Яблонская, она же Тетяна Яблонская.

Татьяна родилась в Смоленске, но с детства отличалась слабым здоровьем. Вместе с сестрой она перенесла в раннем возрасте тяжёлое воспаление лёгких. Поэтому Нил Яблонский перевёз всю семью в тёплую Украину. И Татьяна полюбила её всей душой. Нил лично обучал дочерей и сына рисовать, держал их до последних классов на домашнем обучении. Все они пошли в визуальные искусства. Татьяна получила высшее образование в Киеве и после этого уже не идентифицировала себя иначе, как украинка, и это имеет прямое отношение к тому, как сложилась её творческая биография. За свою жизнь она сменила много разных стилей, от импрессионизма до подражания украинской народной живописи (тираж её альбома соответствуюшего стиля был даже изъят и уничтожен из-за подозрения в национализме). В последние годы, после инсульта, её не слушалась правая рука и она рисовала левой. Всего она оставила после себя такое количество картин и рисунков, что страшно подсчитывать. Её дочери тоже стали художницами. А ещё Яблонская была первой киевлянкой, которая ходила в брюках и водила личное авто.

Одна из известных её картин, за которую её пропесочили: в каком это виде она представляет советских крестьян? Называется "Жизнь продолжается".


8. Лаура Найт

Некоторым образом, это британская версия Татьяны Яблонской. Тоже творила много лет, тоже меняла стили, переходя от направления к направлению. Её знаменитые циклы работ посвящены теме людей на кромке моря, цыганским ярмаркам (оставила серию характерных этнографических портретов, наряду с жанровыми картинами), женщинам войны (Второй Мировой, из вспомогательных частей и с трудового фронта), артистам цирка и балета. Была среди художников, зарисовывавших Нюрнбергский процесс. Кавалерственная дама. Стала первой женщиной, принятой в действительные члены Королевской академии искусств. Самую известную картину отобрать прямо трудно, держите сразу три. Нюрнбергский трибунал, первый семейный портрет с ребёнком под мышкой в истории и цыганки.







9. Ремедиос Варо

Сюрреалистка, которой гордятся мексиканцы. Родилась в Испании, бежала от режима Франко, больше всего картин создала в Мексике. Умерла молодой, готовясь к своей выставке - возможно, сердце не выдержало. Цыганка с арлекином и Уранга - вот. А вообще в девяностые любили её картинами иллюстрировать журналы в самых неожиданных местах.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments