- ребёнок, извинившись, ведёт себя так, словно ничего не случилось, хотя его действия могли причинить серьёзную боль или проблемы,
- он просто молчит и замыкается в себе, когда говоришь с ним о том, что он натворил,
- слова «Прости, я больше не буду» не вытащить никакими средствами, а ведь больше ничего и не требуют,
- извиняется как-то недостаточно искренне, бесчувственно, не чувствуешь его сожалений.
Некоторые дети очень отзывчивы, эмпатичны, а также легко перенимают поведение взрослых, и, когда они извиняются, между ними и родителями не остаётся никаких недопониманий. Но что делать семьям, в которых дети не так образцово себя ведут? Есть простой тренинг, который входит в программу некоторых детских садов. Провести его может и родитель. Но только сначала родителю стоит понять несколько вещей – чтобы пояснить их и ребёнку в случае необходимости.
1. Формула «Я больше не буду» подходит не всем, потому что многие дети не чувствуют себя уверенными и не хотели бы случайно солгать. Ведь их потом же и упрекнут! Лучше отказаться от этой традиционной формулировки.
2. Не обязательно добиваться от детей раскаяния (хотя этого требует традиция) и уж тем более излишне заставлять повторять уже принесённые извинения до тех пор, пока они не прозвучат в желаемом тоне. Раскаяние – это чувства, извинение – акт, действие. Чувствами ненормально навязчиво управлять извне, это травмирует ребёнка. А вот действия социального характера прививать и можно, и нужно.
3. Необязательно чувствовать себя как-то по-особенному нагрешившим, чтобы приносить извинения (это касается и родителей!). Чаще всего люди их приносят для того, чтобы сохранить нормальные отношения с окружающими, а не потому, что считают себя особо неправыми.
4. Конечно, важно понять, если ты в чём-то виноват и что пошло не так, но ещё важнее сделать ситуацию лучше. И это касается и ребёнка, и родителя.
Обычно эти четыре пункта, точнее, их непонимание – то, что мешает детям и взрослым пойти друг другу навстречу в плане требования и ожидания извинений.
А вот схема, по которой можно научить ребёнка извиняться. Или научиться самому!
Действительно вежливое извинение состоит из четырёх частей. В зависимости от обстоятельств, можно опускать некоторые из них, но лучше сначала запомнить все четыре.
1. Хорошо бы сразу сказать – «извини, пожалуйста», чтобы показать, что ты заметил, как причинил другому человеку неприятность. Очень обидно, когда её причинили и не заметили. Эти два слова – признание совершённого.
2. Хорошо бы показать, что результат твоих действий или слов тебя огорчил. «Мне так жаль!», «Я не хотел».
3. Хорошо бы обозначить размер урона или, ещё лучше, дать человеку сказать, насколько он пострадал. «Сильно больно?», «Кажется, я испортила тебе рисунок», «Я испортил тебе настроение?»
4. Хорошо бы предложить улучшить ситуацию или спросить, как это можно сделать. «Сейчас я вытру твой стол», «Помочь тебе нарисовать новый рисунок?», «Может быть, угостить тебя мороженым?» или даже просто «Что бы я мог для тебя сделать, чтобы стало немножечко лучше?»
Конечно, ситуации, в которых приходится извиняться, бывают разные, и принимают извинения люди порой тоже по-разному. Но предложенный алгоритм работает в большинстве случаев.
Текст: Лилит Мазикина специально для проекта «Ресурсная психология».