- Убеждение в том, что возможность быть счастливым генетически предопределена.
- Убеждение в том, что счастье возможно, только если ты счастливее другого человека.
- Убеждение в том, что попытки достичь счастья принесут слишком много проблем (т.е. за счастье придётся чем-то платить).
Другие исследования позволяют понять, что это – ошибочные убеждения. Счастье – это не выигрыш, который может доставаться только кому-то одному. Скорее, счастье социально заразно. Хотя генетическая предрасположенность может повлиять на то, чувствует ли человек себя счастливым (точнее, на то, разовьётся ли у него депрессия), в целом счастье как чувство зависит от множества внешних факторов, условной «эмоциональной экологии». И, возможно, сам взгляд на попытки достичь счастья как на разочаровывающий и болезненный процесс заставляют чувствовать себя подавленно – просто из-за мыслей о том, что счастье, по видимости, невозможно.
Исследователи также проанализировали работы предыдущих поколений психологов, посвящённые «обучению счастью» и обнаружили, что, похоже, подобный подход эффективен. 96% экспериментов показали повышения «уровня счастья» (субъективного ощущения) сразу после обучения и в долговременной перспективе.
Среди наиболее перспективных методик «обучения счастью» исследователи назвали техники, направленные на переосмысление взгляда на счастье, на постановку целей, практику поиска запасов счастья в прошлом опыте, йогу смеха, обучение осознанности и медитацию. Кроме того, отмечается, что курсы, совмещающие две и более техники, были эффективнее. Однако отдельно отмечается, что методы обучения счастью будут эффективны, скорее всего, для тех, кто добровольно согласится работать со своим ощущением счастья. Насильно, то есть, не осчастливить.
Пересказ: Лилит Мазикина специально для проекта "Ресурсная психология"