Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

КАК ПОВЫСИТЬ СВОЮ ОБУЧАЕМОСТЬ? НЕСКОЛЬКО ЛАЙФХАКОВ

Мы уже публиковали заметку о том, как можно заставить эффективно работать память для обучения и не только (ссылка в комментариях к этому посту), но есть ли приёмы для того, чтобы повысить собственно способность обучаться? Между прочим, есть.

== Стресс-фактор ==

В интернете есть результаты исследований, утверждающих как то, что даже небольшой стресс снижает обучаемость, так и обратное – мол, небольшой стресс её повышает (и тому, скорее всего, есть эволюционное обоснование).

На самом деле, противоречия нет. Небольшой стресс повышает обучаемость, если человек вообще знает о том, что стресс можно использовать таким образом.

Это как с травмой как ресурсом для роста: превратить травму в источник силы возможно только при наличии одновременно нескольких факторов, и один из них (необходимый, но не работающий без других) – знакомство с концепцией травмы как возможного ресурса.


Как известно, чтобы кости сохраняли крепость и упругость, они должны получать постоянную небольшую нагрузку – нам надо ходить, поднимать вещи и так далее. В том числе нагрузка иногда должна быть стрессовая, например, прыжки и бег. То же самое с функциями нашего мозга, в том числе когнитивными.

Но стоит помнить, что одного стресса костям мало – им также нужно достаточное питание и отдых. То же и с нашим мозгом. Надо искать свой уровень стресса, который возможно преодолеть и обнаружить, что вышел на новый уровень. И не забывать потом отдохнуть.

== Мотивация и геймификация ==

Обучаемость очень сильно связана с интересом к предмету. Причём интерес может быть прямой – человеку, который интересуется птицами, будет легко запоминать их названия и внешний вид, или как к средству – то есть человек может увлечённо учить английский, потому что это поможет ему смотреть серии любимого проекта сразу после их выхода.

Бывает трудно найти в себе настоящую мотивацию. Слишком часто человек учится, потому что вынужден, а не потому, что перед ним стоит приятная цель или он заинтересован предметом. В таких случаях порой предлагают создать игровой интерес, то есть преобразить процесс так, чтобы учиться хотелось ради, например, ачивок. Некоторым помогает соперничать с другими или кидать вызов лично себе.

== Расширение взгляда ==

Чем больше привязок того, что мы учим, к тому опыту и тем знаниям, которыми уже владеем, тем легче. Это известно многим, но мало кто знает, что привязывать лучше, во-первых, не к уже пройденным академическим знаниям, но к живому опыту и к культурному бэкграунду, а во-вторых, к ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОМУ.

Гораздо легче запоминать исторические периоды, если вам нравятся фильмы или книги, посвящённые им, или вы интересуетесь модой / развитием механики и можете связать события перед французской революцией с определённым фасоном юбки или изобретением драматургом Бомарше важных частей часового механизма.

Правда, бывает непросто без привычки начать искать эти связи. Многим неплохо помогает залипание в Википедии на денёк: сначала открываешь страницу по той теме, что учишь, а потом начинаешь бродить по перекрёстным ссылкам…

== Обеспечение потребностей ==

Обучаемость сильно зависит от нашей возможности концентрироваться, а она – от количества внешних раздражителей, количества и качества сна и пищи и, главное, индивидуальных особенностей, которые позволяют нам довольствоваться тем или иным уровнем тишины вокруг, сна и пищи. Если нехватка сна или скудная пища вызваны непреодолимыми обстоятельствами, понятное дело, тут над повышением обучаемости не поработаешь – но порой мы просто пренебрегаем своими потребностями по разным причинам. Возможно, стоит об этом подумать.

== Кислород и растения ==

Обучаемости способствует насыщение крови кислородом – а для этого можно прогуляться, проветрить комнату и, о чём думают в последнюю очередь, подвигаться. Особенно важно разминать зону плеч и шеи. Напряжение в этой зоне ухудшает ток крови, а значит, и доставку кислорода мозгу.

Кроме того, что интересно, есть исследование, которое обнаруживает связь между обучаемостью и живой зеленью в прямой видимости. Не каждого стимулирует обучаться пыльное алоэ на подоконнике, но если есть возможность во время учёбы переводить время от времени взгляд на листья за окном – вы очень себе поможете.

== Постоянно учите новые слова ==

Изучение иностранных языков, как выяснилось, повышает обучаемость – в том числе потому, что, чем больше мозг привыкает учить новые слова, тем легче ему принимать новые термины и справляться с текстами. Если вы не готовы замахнуться сразу параллельно на иностранный язык, работая над физикой или новой теорией менеджмента, вы можете начать с того, чтобы каждый день узнавать и выучивать слово из родного языка, которое до того не знали.

Или из латыни. Латынь где только не встречается, а латинские корни пронизывают все европейские языки – что обеспечивает радость узнавания, если вам придётся столкнуться с небольшими текстами на них.

В Средней Азии иногда используют такой лайфхак: ищут похожие слова тюркского корня во всех языках соседних стран и выучивают их. Сегодня – «золото» на пяти языках, завтра – «лошадь». Заодно повышается восприятие текстов на этих языках. Вероятно, для славянских языков это тоже работает.

== Проработка выученной беспомощности ==

Есть много исследований о том, как стереотипы вокруг пола, возраста, этноса или расы влияют на способность обучаться. Это – один из самых распространённых видов выученной беспомощности. Для работы с ним предлагается изучать истории успеха людей, которые на тебя похожи.

Другой распространённый случай – когда от тебя всё детство требовали высоких результатов, не давая радоваться процессу и прогрессу. Быстрое достижение конечного результата, притом на высоком уровне, для большинства людей невозможно. Человек растёт с чувством, что лучше не пытаться вообще.

Люди, травмированные таким обращением в детстве, теперь часто собираются в интернет-пабликах по темам и поддерживают друг друга, обучаясь замечать свой прогресс.
Конечно же, с этими и другими видами выученной беспомощности можно работать и со специалистами (психологами).

Текст: Лилит Мазикина специально для проекта "Ресурсная психология"

Картина Екатерины Камыниной

Tags: бэкап
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments