Ради выполнения плана иные «взрослые» заводы вводили в ассортимент своей продукции игрушку-другую. Конечно, просто сказать, что это выгодно, было мало, так что подводили идеологическую базу: сегодня, мол, ребёнок поиграет в наш игрушечный трактор, а завтра сядет за руль нашего настоящего трактора и даст стране отличный урожай. Приучаем к профессии с детства.
В результате выпускали разные игрушки к концу существования СССР более полутора сотен предприятий.
Плановая же экономика была и бичом игрушечного производства. Во‑первых, чтобы ввести новую продукцию, всякий раз приходилось проходить несколько комиссий. Они рассматривали не только безопасность игрушек, их актуальность (конвертируемую в рубли) и возможность упростить и удешевить производство (понимать надо, ресурсы нужны на оборонку!), но и идеологическую подоплёку. «Просто развлекать» имели право игрушки для детей до трёх лет. И то уже в таком возрасте можно приобщиться к великой русской культуре и истории...
Каждая игрушка должна была доказать, что она помогает воспитывать будущего строителя коммунизма. Идёт ли речь о настольной или подвижной игре, о кукле или солдатике... В общем, к каждой из этих игрушек писалось обоснование: какие именно качества идеального советского человека она развивает. Иногда игрушки появлялись наоборот, по госзаказу. То есть государство хотело вырастить побольше учёных-химиков – советское предприятие в Прибалтике немедленно начинало выпускать набор «Юный химик». Но чаще речь шла о рабочих профессиях.
Из-за бесконечных бюрократических проволочек новые игрушки пополняли ассортимент фабрик и заводов много позже, чем могли бы. А уж как приспособились разработчики игр и игрушек любое, даже самое простое развлечение подвёрстывать к идеологическому обоснованию! Иной раз казалось, что больше всего фантазию игрушки развивают как раз не у детей, а у взрослых, пытающихся протолкнуть их через комиссию.
https://www.goodhouse.ru/family_and_children/vospitanije/ot-pupsa-do-konstruktora-kak-igrushki-v-sssr-rastili-stroitelya-kommunizma/