Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

От пупса до конструктора: как игрушки в СССР растили строителя коммунизма

В плановой экономике детским игрушкам уделяли много внимания. Выпускали их много, и не то чтобы на все вкусы – но в широком ассортименте. Причина была проста: непрекращающийся потребительский спрос, позволяющий выполнять те самые экономические планы. Мода приходит и уходит, а дети рождаются, играют и ломают игрушки день за днём и год за годом.

Ради выполнения плана иные «взрослые» заводы вводили в ассортимент своей продукции игрушку-другую. Конечно, просто сказать, что это выгодно, было мало, так что подводили идеологическую базу: сегодня, мол, ребёнок поиграет в наш игрушечный трактор, а завтра сядет за руль нашего настоящего трактора и даст стране отличный урожай. Приучаем к профессии с детства.

В результате выпускали разные игрушки к концу существования СССР более полутора сотен предприятий.

Плановая же экономика была и бичом игрушечного производства. Во‑первых, чтобы ввести новую продукцию, всякий раз приходилось проходить несколько комиссий. Они рассматривали не только безопасность игрушек, их актуальность (конвертируемую в рубли) и возможность упростить и удешевить производство (понимать надо, ресурсы нужны на оборонку!), но и идеологическую подоплёку. «Просто развлекать» имели право игрушки для детей до трёх лет. И то уже в таком возрасте можно приобщиться к великой русской культуре и истории...

Каждая игрушка должна была доказать, что она помогает воспитывать будущего строителя коммунизма. Идёт ли речь о настольной или подвижной игре, о кукле или солдатике... В общем, к каждой из этих игрушек писалось обоснование: какие именно качества идеального советского человека она развивает. Иногда игрушки появлялись наоборот, по госзаказу. То есть государство хотело вырастить побольше учёных-химиков – советское предприятие в Прибалтике немедленно начинало выпускать набор «Юный химик». Но чаще речь шла о рабочих профессиях.

Из-за бесконечных бюрократических проволочек новые игрушки пополняли ассортимент фабрик и заводов много позже, чем могли бы. А уж как приспособились разработчики игр и игрушек любое, даже самое простое развлечение подвёрстывать к идеологическому обоснованию! Иной раз казалось, что больше всего фантазию игрушки развивают как раз не у детей, а у взрослых, пытающихся протолкнуть их через комиссию.

https://www.goodhouse.ru/family_and_children/vospitanije/ot-pupsa-do-konstruktora-kak-igrushki-v-sssr-rastili-stroitelya-kommunizma/
Subscribe

  • ***

    Прихожу порисовать к юному эльфийскому принцу. Принцу четыре года, и он пытается освоить концепцию шутки, а мама пытается привить ему ещё и концепцию…

  • Преподавательские итоги за май

    Май вообще - маленький январь, в смысле всем лень заниматься, ну и у некоторых ещё экзамены. Младшие девочки из детской группы танца поставили сами…

  • Сегодня в центре

    Два мальчика, эмоциональный шестилетка и задумчивый четырёхлетка разговаривают. Первый: - А знаешь что! А раньше ничего-ничего не было. Второй,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments