Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Гианэя: разбор. Часть 3. Фанфик на самого себя

Вот тут приходит время предыстории. Оказывается, первые 2/3, триллер из жизни девушки, попавшей на чужую ей планету и пережившей и до, и после того слишком много потрясений, и есть оригинальная повесть. После того, как повесть была опубликована в журнале, писателя завалили письмами читатели, требуя спасти Гианэю и написать такое конец, где все счастливы.

Неудивительно, что последняя треть повести выглядит как фанфик. Она в некотором роде и есть фанфик, дописанное продолжение, выражающее чаяния фанатов. Там все женятся и заводят детишек, ну, перед этим оживив Гианэю.


Момент со свадьбой Гианэи - самый этически спорный. Под него подводится долгий обоснуй явно и короткий и жестокий полускрытно. Первое - Гианэя избрала себе мужа, и больше сделать такой выбор не имеет права. А в её культуре - если она не родила детей, то её жизнь бессмысленна. (Читай: Гианэе незачем будет пользоваться чудесным спасением и есть резон снова совершить суицид). Об этих обычаях с подчёркнутым автором осуждением говорит представитель коммунистической Гианэи-планеты. Полускрытое прорывается дальше, когда Гианэя рожает ребёнка: получился, мол, хороший эксперимент. Вполне вероятно, что представитель коммунистической Гианэи именно что хотел посмотреть, что выйдет, когда полировал мозги Виктору. Да, Виктор не совсем добровольно сделал этот выбор, недаром его беседе с представителем собратьев по разуму столько времени уделено. Виктора конкретно так обрабатывают... Или создаётся такое впечатление после оговорки про эксперимент?

И снова кажется, что коммунистическая Гианэя скорее антиутопия, чем утопия. Там очень уж просто относятся к личным границам (а это для Мартынова, похоже, важный маркер гуманистической цивилизации) и вот - подталкивают взрослого дядю Виктора размножиться с "ребёнком" (определение гианэйца! - ей по земным меркам семнадцать), потому что он самый подходящий кандидат, его знает и уже любит Гианэя (впрочем, она с ним уже ритуально распрощалась и теперь вообще не разговаривает). Использовался ли при разговоре с Виктором гипноз, который упоминается как любимое гианэйцами средство? Кто знает.

Вообще третью часть "Гианэи" автор использовал не только для того, чтобы всех переженить. Именно здесь он уделяет особенное внимание разбору ненормальности консервативной диаспоры, к которой принадлежит Гианэя - подчёркивает место в ней детей и женщин. Похоже, недаром он косвенно запараллеливает Гианэю и с Японией, традиционные моменты в которой так нравятся героине, и с конкистадорской Испанией (в результате окажется, что диаспора Гианэи контактировала с франкистами, но повтор ошибочной версии выглядит как намеренный приём: вот диаспора Гианэи, вот колонизаторы и инквизиторы, всё время в соседних фразах).

Впрочем, не слишком ли много для инженера, который заставляет своих героев говорить - мол, становится ОТЧАСТИ понятным нетерпение девушки... стучащей в шлюз инопланетной базы в скафандре без запаса воздуха.

Или инженеры тоже могут думать как писатели?

Несмотря на то, что с Гианэей на планету, где она родилась не едет Марина, линия лингвистки не заброшена. Она участвует в дальнейшем, новом триллере, плюс ей достаётся своя любовная линия. Тут опять показательный гендерный эпизод. Считается, что женщине в радость о ком-то заботиться, особенно о ком-то настолько милом, как послушная девочка-подросток. Но Марина, когда её зовут полететь в космос - с Гианэей - пишет: о, нет, Я УСТАЛА.

Не коммунистическое оправдание: не могу бросить новый проект, как можно бросить работать, яжстроителькоммунизма, а устала. УСТАЛА БЫТЬ ВОЗЛЕ ВАШЕЙ МИЛОЙ ГИАНЭИ.

Начав писать именно триллер, Мартынов и приписанную треть превращает в триллер, именно триллер, а не просто приключение. Когда корабль оказывается разделён на изолированные отсеки (и летит назад к Земле - бортовой компьютер постарался), он не описывает положение всех на борту, как принято в приключениях. Он ОЧЕНЬ долго заставляет Гианэю и Виктора переживать своё одиночество и безвестность. Гианэя к тому моменту беременна. И дальше идёт накрутка, когда Виктор представляет, как умрёт много раньше своей жёнушки, и ребёнок, верятно, тоже умрёт раньше - гианэйцы долгожители, по 500 лет живут, и она будет лететь одна сквозь космос. И в таком духе.

Только позже показывают, что остальные живы и как они реагируют на неожиданный поворот, высчитывают кислород и прочее. Сначала такого ощущения нет. Автор конкретно и намеренно создаёт впечатление полного одиночества двух людей в бескрайней Вселенной.

Ну, и параллельно идёт третья линия - взволнованной Марины на земле, которая то ли потеряет брата, то ли нет, ну и саму чудом пронесло от такой участи.

Третья часть также похожа на размышления автора "фантастические триллеры, которые я мог бы написать, но не напишу". И мотив Гианэи в космосе, переживающей стремительное (по её меркам) дряхление и смерть Виктора, а потом их ребёнка; и рассуждения о том, что вот однажды, может быть, взрослые умрут и сквозь космос будут лететь двое детей (да, там ещё второй у другой женщины рождается), одни во всей Вселенной и даже не помнящие ничего, кроме корабля и космоса. И мотив того, как Гианэя, возможно, вырастит из сына убийцу - она одержима местью.

Кстати, заметно в третьей части развивается образ Гианэи. Автор будто задался целью показать, что жалеющие её читатели совсем её не знают. Они видят только её боль, горе, ужас, но ведь её личность состоит не из одних этих чувств. Она - плоть от плоти цивилизации колонизаторов, жестоких людей. Она жаждет убийства восставших рабов, летящих с ней на одном корабле погружёнными в анабиоз, и не смеет сама убить их, потому что ни на миг не забывает места женщины, представление о котором вбито в неё с детства. Она строгая мать. Она пугающе сосредотачивается и снова становится невероятно спокойной, когда начинается форс-мажор (до того некоторое время она была игривой - расслаблялась всё больше на Земле, отпускало её) - но вот мы видим снова ту Гианэю , которая вошла в базу землян в платье, не предназначенном для ношения под скафандром.

Заканчивается всё, конечно, счастливым концом. Другой писатель мог свадьбы как раз приберечь на конец. Или можно было закончить победой коммунизма на планете, где родилась Гианэя. Но писатель показал совсем другим женское счастье. Гианэя обнаруживает, что её младшая сестра на самом деле жива (и вылечена гипнозом, угу), живёт себе на Гианэе-планете.

Но и это счастье описано болезненным. Реакции Гианэи не вполне здоровы. Она буквально вцепляется в младшую сестру. О, нет, ничего ей гипноз не излечил. Загнал куда-то вглубь, в область ночных кошмаров, фобий, подспудных страхов. Она всё та же искорёженная, израненная, вся в травмах молодая девушка. Такое вот странное ощущение от официально счастливого конца остаётся.

Я даже не представляю, как бы развернулся Мартынов, разреши ему писать фантастические триллеры и антиутопию холодного коммунизма, хотя бы в противопоставление его земному тёплому коммунизму.

У меня всё. Простите за сумбур
Tags: гианэя
Subscribe

  • ДЕЛО О ЦЫГАНКЕ-ПОХИТИТЕЛЬНИЦЕ

    1 января 1753 года таинственно исчезла молодая служанка по имени Элизабет Каннинг. Она проводила время с семьёй и должна была вернуться в дом, где…

  • Вам очень нужны цыганки и польский язык, сейчас

    Вики Габор - девочка с цветами - победительница детского Евровидения

  • ***

    Вспомнилась история, как я в суде была переводчицей. Цыганка Патрина, которая, как вы помните, была виновна в том, что её приверстали к чужому делу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments