Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Гианэя: разбор. Часть 1. Обзор основного сюжета

Перечитывала взрослыми глазами книгу про Гианэю Мартынова. Эта книга меня взволновала в детстве, но уже тогда казалась разваленной на две несвязанные части. Теперь я могу определить, что показалось не так: примерно 2/3 повести как будто идёт оригинальная история и примерно 1/3 - фанфик, нужный, чтобы "и тут все поженились".

Писать буду больше о первых 2/3, это вполне полноценное произведение само по себе и без последней трети даже выигрывает. Фактически, в "Гианэе" идут две линии: Гианэя как детектив, объект напряжённого исследования и расследования (Гианэя не понимает, что ведёт себя по-расистски - значит, для её народа это норма, и т.п.), и Гианэя - девочка-подросток, которая переживает ужасные события (что, собственно, порождает её невероятную замкнутость и даёт возможность расследовать в детективном духе, ведь на прямые вопросы у неё есть резон не отвечать). Вообще если бы я писала книгу или снимала, сделала бы вторую линию основной.

Итак, вот краткая история девочки, которая разматывается виток за витком в прошлое.

Она выросла в диаспоре беглецов с планеты, в честь которой её назвали - это консервативно настроенная элита, которая не хочет расставаться со своим привилегированным положением (частый мотив в советской фантастике). Они колонизировали другую планету, обратив её население в рабство.

Гианэю с малых лет обучали одному из земных языков (мне понравилось расследование землян, пытавшихся понять, какой язык она знает - Гианэя делала вид, что не знает никаких), потому что её отцу нужен был такой живой гаджет на ножках, озвучиватель его воли.


Гианэю увезли в новый колонизационный поход против её желания, и её отец, как мы понимаем из обрывочных рассуждений на эту тему, всегда был с ней холоден и жесток. Притом в их консервативной и патриархальной культуре культ отца должен быть несомненным, это не сказано прямо, но логично вытекает. Ей важна отцовская фигура.

Неудивительно, что на корабле она привязывается к мужчине старше себя, проявляющем в её отношении больше теплоты. Но этот мужчина задумал уничтожить корабль, на котором они летят. Понятно, что с благой целью, но фактически совершил теракт. Перед терактом он вытолкал из корабля Гианэю.

Нет, это бы её не спасло. Он её вытолкал в скафандре без баллонов воздуха, т.е. она бы, скорее всего, задохнулась снаружи. Причина поступка? Он не мог заставить себя её убить (а значит, не мог осуществить план по теракту, пока она на корабле) и предоставил ей умереть вне его глаз. Был шанс, что её подберёт находящаяся тут же земная экспедиция, но землян гианэйцы знали только по франкистам и их зверствам, так что, сами понимаете... "Пусть умрёт, но я как бы ни при чём"

Очень хорошо показано, что Гианэю очень сильно ударил психологически этот теракт, это уничтожение кучи людей, которых она знала (пусть и не любила), на её глазах. У неё самой шансов выжить было очень мало. Несмотря на потрясение, она догадывается добежать до земной базы и колотится в шлюз. Ей успевают открыть прежде, чем она задохнётся. Притом она собранная, спокойная, даже слишком, и эмоции по поводу происходящего прорываются много позже.

Всё время на базе она держится очень отчуждённо и напряжённо, почти беспрекословно делая то, что ей скажут. Общаться она при этом предпочитает с самым главным (как-то вычисляет его). Позже автор объяснит это страхом перед пытками, но мне сдаётся, это цензура и автор, видевший войну, отлично понимал, чего боится в такой обстановке молоденькая девушка.

Её немного отпускает напряжение, когда она уже на земле покидает корабль и видит толпу встречающих, причём лично её встречают две девушки-лингвистки. Одна из них станет кураторкой Гианэи, со второй не сложится из-за расизма Гианэи (она не воспринимает людей значительно ниже себя).

Ну, дальше, собственно говоря, расследование, Гианэю вертят так и этак, стараясь не нарушать при этом для неё иллюзию обычной жизни в компании подруги. В какой-то момент Гианэя сознаётся, что её народ оставил какое-то страшное автоматизированное оружие против землян на поверхности луны. Она сознается в этом брату своей кураторки, который вызывает у неё сложные чувства - включая симпатию и влечение - благодаря тому, что похож на того мужчину, совершившего теракт.

Достаточно хорошо показаны нервные срывы в целом хладнокровной на вид девушки - девушки на постоянном жёстком самоконтроле. На поверхности луны, когда она сначала одобрившему поступок террориста брату кураторки говорит: да какое он имел право решать не только за свою жизнь, но и за чужие! И позже, когда она устраивает сцену в луноходе из-за уже остывших слов брата кураторки, что смерть террориста была прекрасной.

Самый жуткий срыв у неё происходит, когда она узнаёт от прилетевших благодаря автопилоту на корабле хозяев бывших рабов, что всю её семью убили. Сцена самоубийства автору однозначно удалась. Ей страшно убивать себя. Она приглашает провести с ней последние минуты в беседе того самого брата кураторки.

Причины не озвучиваются, но так логично показаны всей повестью. Он похож на единственного мужчину, который прежде проявлял к ней заботу. Он связан с подругой, к которой она сильно привязана. Он знает, в чём её горе. Наконец, именно от него она узнала концепцию: смерть может быть прекрасна. Быть может, не посмотрев на смерть и самоубийство с этой стороны (он целую речь об этом сказал), она бы не решилась принять яд.

Это, вероятно, последняя логичная сцена в книге. Примерно тут, наверное, ей бы и завершиться. Но советская книга не могла быть повестью о том, как одинокой девочке всё жутче жить, потому что её мир рушится, потому что она теряет его кусочек за кусочком, потому что никто не поговорил с ней о том страхе смерти, который она пережила, задыхаясь в скафандре, потому что никто не сказал ей, что да, смерть людей на корабле была для неё горем, как ни крути. Она только объект. Для одних - передатчик слов, для других - образец, по которому можно исследовать недосягаемую физически (на данный момент) цивилизацию. Бесконечная, бесконечная объективация, лишающая последней опоры - ощущения самости, собственной личности.
Tags: гианэя
Subscribe

  • Злата! И бутылка! И перкуссия!

    Несколько ритмов :)

  • ***

    Я: - В Голливуде русских обычно играют кто-то вроде... Лундгрена, Мортенсена, Йохансон. Почему же вдруг Екатерину взяли играть актрису с русскими…

  • ***

    Знаю, что многие кафе перешли на работу "только доставка" и... Кое-кто закупился дронами. Интересно, увидим ли мы объявления о найме в кафе на работу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments