ПОСЛЕ ТРЁХ НЕ ПОЗДНО
Второе окно возможностей - это одно из условных названий подросткового возраста.
Мы привыкли слышать и думать, что если человек чем-то занимается лет с трёх, то он обязательно будет серьёзно обгонять в своём деле тех, кто начал заниматься в 12-16.
Это и правда, и неправда.
В 15 человек, который занимался музыкой с 3, будет обгонять того, кто занимался с 13.
Кроме того, если он весь подростковый возраст будет и дальше сосредоточен на музыке, он во взрослом состоянии вернее добьётся успеха.
Штука в том, что в более-менее качественной среде - поощряющей развитие и дающей для него сколько-то возможностей - большинство детей предпочитают переключиться на те навыки, которые осваивали другие в своём детстве, пока ты долбил музыку или сидел по уши в этюдах и пленерах, словно выравниваясь со сверстниками. Однако оглядываются они далеко не всегда на сверстников.
Книжные дети начинают усиленно постигать социальные навыки, дворовые футболисты - учить языки и гитару, маленькая лебедь понимает, что хочет стать лётчицей, и штурмует срочно математику и географию.
В этот момент у них столько же шансов двигаться быстро, сколько и в детстве, потому что хорошая мотивация заменяет собой детскую восприимчивость и любознательность - и на мотивации, кстати, может вдруг повыситься и общая любознательность.
Возможно, второе окно возможностей - природный механизм, который нацелен на то, что в вечно изменяющемся мире человек может обнаружить, что ему нужны не те же навыки, которые помогали его родителям и которые он от них впитывал - и быстро приобрести новые, и выжить, и выйти со своей общиной из кризисной ситуации.
Возможно, это чисто социокультурная фишка, а не биологический эволюционный механизм.
Но это работает. Так вышло.
Главное что - главное, всю мотивацию не отбить.
Мы привыкли слышать и думать, что если человек чем-то занимается лет с трёх, то он обязательно будет серьёзно обгонять в своём деле тех, кто начал заниматься в 12-16.
Это и правда, и неправда.
В 15 человек, который занимался музыкой с 3, будет обгонять того, кто занимался с 13.
Кроме того, если он весь подростковый возраст будет и дальше сосредоточен на музыке, он во взрослом состоянии вернее добьётся успеха.
Штука в том, что в более-менее качественной среде - поощряющей развитие и дающей для него сколько-то возможностей - большинство детей предпочитают переключиться на те навыки, которые осваивали другие в своём детстве, пока ты долбил музыку или сидел по уши в этюдах и пленерах, словно выравниваясь со сверстниками. Однако оглядываются они далеко не всегда на сверстников.
Книжные дети начинают усиленно постигать социальные навыки, дворовые футболисты - учить языки и гитару, маленькая лебедь понимает, что хочет стать лётчицей, и штурмует срочно математику и географию.
В этот момент у них столько же шансов двигаться быстро, сколько и в детстве, потому что хорошая мотивация заменяет собой детскую восприимчивость и любознательность - и на мотивации, кстати, может вдруг повыситься и общая любознательность.
Возможно, второе окно возможностей - природный механизм, который нацелен на то, что в вечно изменяющемся мире человек может обнаружить, что ему нужны не те же навыки, которые помогали его родителям и которые он от них впитывал - и быстро приобрести новые, и выжить, и выйти со своей общиной из кризисной ситуации.
Возможно, это чисто социокультурная фишка, а не биологический эволюционный механизм.
Но это работает. Так вышло.
Главное что - главное, всю мотивацию не отбить.