Суд потребовал доказать, что цыганская письменность существует.
Я добыла огромную пачку журналов "Сторожевая башня" на котлярском цыганском - да, Патрина, пока ей семья не запретила, была свидетельницей Иеговы.
И тут трах бах организацию Свидетелей Иеговы запретили, так что, мягко говоря, ни упоминать, что Патрина в ней состояла, ни предъявлять эти журналы не стоило.
До были какие-то старые книжки советские. Две или три.
Прокурор сказал, что вызывает сомнение. Адвокат - что ну цыгане же переписываются на цыганском в интернете. Прокурор сказал, что переписываются они смайликами, судья сочла его ответ весомым, Патрину не допустили почитать материалы дела на родном языке, т е не дали время на их перевод.
Кстати, собственно, всё её участие в деле риэлторского агентства состояло в том, что она по доверенности расписывалась за женщин табора, съезжающих от свекровей. В юстиции отказывались признавать сделки этих женщин из-за их не грамотности ("вас обманут, к нам претензии"), а у Патрины девять классов. Села на три, что ли, года. "Вот так и учись", резюмировал табор.
А мужа Патрины тоже закрыли как соучастника - он возил её в ту юстицию на машине. Соучастник был очень нужен, чтобы была ОПГ хотя бы из двух человек. Патрина была главой ОПГ, согласно обвинению.
Такое вот.