Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Цыганские школы, часть 4

Две другие проблемы, которые препятствовали нормальной учёбе, кроме уже упомянутых - отсутствие нужного для текущих школьных программ культурного бэкграунда и негативное представление о собственной исключительности в плане нищеты, необразованности и так далее.

Человеку, который всю жизнь, с младых ногтей, варится в контексте, может быть непонятно, как возможно не воспринимать и не понимать текст, который основан на этом контексте. Ведь он вроде как не требует особых знаний. На самом деле требует. На самом деле, сюрприз, контекст, который был тебе известен и которого ты никогда не замечал как своего особенного знания, потому что разделял его со всеми знакомыми - он может быть неизведанной страной для другого человека, тем ключом, который нужен, чтобы отпереть дверь на следующий этаж и которого у него нет.

Я уже сравнивала цыганских детей из некоторых общин, пришедших в школу, с выдернутыми из деревни позапрошлого века любыми вообще детьми. Представьте, что им нужно обучение с той же самой отметки. А сейчас в школу, особенно в странах бывшего соцлагеря, уже приходят с определённой подготовкой. В России во многих школах за норму, если класс полностью состоит из детей, умеющих читать хотя бы по складам.


Дети приходят в школу, зная определённые игры (на которые ссылаются многие учебные тексты), с какими-то общими представлениями об окружающем мире, искусствах, истории.
С цыганскими детьми, охваченными программой, часто оказывалось, что они не знают таких слов как лиса, заяц, корабль, художник и т.п. ни на родном языке, ни на государственном. В их мире, где не было детского сада и ой как не всегда были мультики, животные были - собака, кошка, крыса, коза, овца, лошадь, свинья. Они не знали, что кто-то где-то рисует картины, никогда не слышали про балет, условного Пушкина (в каждой стране своего), не знали популярных детских историй и даже сказок о Красной Шапочке или Золушке. Иллюстрации к буквам в букваре были для них почти абстрактны. Самые простые тексты о зайках и бабах-ёжках были полны незнакомых слов - сплошные кибитки удалые бразды пушистые взрывая. А обучение чтению должно происходить на текстах, понятных ребёнку.

Можно было бы достать те тексты, на которых учили дикого деревенского ребёнка в конце 19 века, по русским меркам - Толстого и Ушинского, но, ещё раз... В мире этих детей не было заек, лисичек, охоты, сенокоса и проч и проч. Нужны были новые тексты. Нужна была другая точка старта. Нужно было обучение, которое по нынешним меркам начинается ниже нуля, и не только в отношении школьных дисциплин.

Например, в школах Европы есть определённые требования к умению поддержать свой внешний вид, которому обучаются до пяти лет. Цыганский ребёнок из нелегального лагеря не мог оценить, что его одежда сидит на нём неровно (о стирке часто не шло речи - не всегда было где и на что стираться, порой одежду только проветривали, порой, за отсутствием другой одежды, не проветривали - впрочем, то и другое уже самые крайние случаи, большинство матерей старались стирать детскую одежду) и много других вещей не замечал.

Многие тексты для чтения, задачки и т п содержали типичные сценки городского современного (или условно современного быта). Тоже полный пролёт контекста. Цыгане из семей, на которых была рассчитана программа, по-другому праздновали Рождество, другой был набор мебели в доме, другие были ежедневные рутины.

Из хороших новостей было то, что стоило рассказать старшим братьям и сёстрам сказки, праздничные рутины и так далее, и их младшие братья и сёстры приходили уже больше подготовленными. Так что педагоги стали сознательно спрашивать не только "а вы знаете?" прежде, чем разбирать какую-то тему, но и "а ваша бабушка знает? вы её не спрашивали?" (см часть о бабушках) и "а ваши братья и сёстры это знают?" - чтобы вернее навести на мысль обсуждать изученное в семье.

В России был вообще экстремальный пример такого подхода (рассказ моего отца). Учительница, получив себе первый цыганский класс, сказала родителям учеников, что их дети очень непослушные и надо, чтобы мамы сидели с детьми, следили за дисциплиной. Мамы были из уже того и ещё того поколения, когда таборные девочки не ходили в школу. В итоге решилась, понятное дело, далеко не только дисциплинарная проблема - мамы получили свой ликбез и рассказывали детям те сказки, по которым потом учатся читать в школе. В большинстве случаев в России такой подход излишен, но в маргинализированных общинах Европы он дал бы хороший эффект. Проблемы при этом всё равно возникают - чисто бытовые, конечно.

Что касается представлений о том, что цыгане исключительны в неграмотности - относительно помогало рассказывать о том, что всего полторы-две сотни лет назад румыны (болгары, венгры) в деревнях были почти все неграмотны, это было нормально. Просто потом они стали отдавать детей в школу, и следующие румыны уже умели читать, а потом родились румыны, которые умели читать книги, а не небольшие тексты. И что раньше были времена, когда у всех народов умели читать только священники и совсем уж большие господа. И сейчас есть народы, в которых взрослые умеют читать только вывески. В общем, уникальность цыган совсем в других вещах.

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Киты

    Киты засыпают стоя. Киты поют под водой. Цедят море густое. Жирный дают удой. Киты летают по небу. Я видела это в кино. По синему, синему небу,…

  • Хроники коммуны

    Все посты до 9 июля опять съел фейсбук. Остались только записи 4-8 июля, как мы на даче занимались с детьми. Выкладывать ли? 9 июля Девчонки с…

  • Художницы, которых культурный человек не может не знать

    1. Тамара де Лемпицка Тамара Гурвич-Гурская росла девочкой с амбициями, и смогла их воплотить на полную. Когда после революции она оказалась с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments