"Молодая мать, презирая условности, посвящать себе ребёнку не хотела. Им больше занималась тётя, Аделаида.
Она разрабатывала новые концепции в сфере дошкольного образования (и вошла с этим в историю). Племянник ей был очень кстати. Он был случаем интересным: почти до трёх лет не разговаривал, почти не проявлял эмоций и казался даже иногда отсталым (хотя на деле был очень наблюдательным и размышляющим мальчиком). Так что тесно общаться с мамой Валентин начал довольно поздно. Зато от мамы он получил прозвище: Тошка. Потому что Валентошка. Так его все и звали.
...
Ещё маленьким Серов удивлял и пугал Репина своей манерой работать. С недетской серьёзностью и недетским же упорством. Не отвлекаясь. Хладнокровно заново перерисовывая и переписывая уже законченные, но неудавшиеся участки — на чём часто теряли дух ученики постарше. С неподвижным лицом, на котором жили, кажется, только светлые глаза — очень быстрым движением мальчик бросал взгляд на объект, и глаза его тогда коротко сверкали.
В середине дня Репин отправлял Тошку на улицу гулять. Если бы он этого не делал, мальчик бы не попросил сам, и вовсе не из-за стеснительности. Его устраивало работать часами. Всё детское ему было как будто чуждо.
Когда Валентин вырос, обнаружилась ещё одна странность. Все его портретные наброски выглядели карикатурами, заставляя понервничать наблюдателей и модель. И только когда эти карикатуры обрастали краской, всё вставало на свои места — портрет становился невероятно живым. Когда рядом висели портреты от Серова и признанного мастера Репина — репинские превращались в мёртвое полотно, настолько они проигрывали серовским в экспресии."
https://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/hudozhnik-s-osobennostyami-kak-valentin-serov-okazalsya-v-detskoy-kolonii-i-kakim-ottuda-vyshel