Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Как до революции мальчиков и девочек учили играть «по природе», а не как хочется

За тем, как девочки будут играть с куклами, пристально следили родители. Хотя в набор необходимых знаний об истории входила биография Жанны д’Арк, горе девочке, которая попыталась бы склеить своей мини-даме картонные латы; хотя многие принцессы даже недавнего прошлого поступали именно так, горе девочке, которая, играя в принцессу, начала бы руководить обороной замка. Родители давали детям инструкции или покупали книги, в которых описывались правильные игры с мини-дамой: ученье, леченье, свадьба и балы. Так же пристально следили за игрой мальчиков, потому что их постоянно влекли к себе мини-дамы — а передовая педагогика того времени требовала, чтобы мальчики интересовались офицерами.

...

Но чаще дети вступали в сговор с братьями и сёстрами. Совместные игры мальчиков и девочек поощрялись, поскольку считалось, что они лучше закрепляют гендерные роли. Например, предлагалась игра в путешествие: из стульев и диванных подушек делался поезд (то есть вереница карет), которым управляли мальчики-кучера с игрушечными кнутиками. Пассажирками становились девочки со своими куклами.

В книгах эту игру обычно показывали с небрежением к девочкам: пока мальчик, собираясь в путешествие, брал самое необходимое, девочки хлопотливо собирали свои игрушки, как будто в них есть что-то важное. На деле же авторы таких книг лукавили, отлично осознавая, что девочкам предписывается общаться со своими куклами как с детьми. Конечно же, и собирали кукол девочки, как матери — детей. Было бы глупо, наоборот, их забыть, когда все «взрослые» уехали!

Тем не менее на деле игра, которая начиналась как путешествие, могла развернуться совсем неожиданным для взрослых образом. Приезжая в какой-нибудь «Париж», кучер преображался в папашу семейства и вместе с девочками помогал выйти куклам… Остаток игры уже не расставаясь с ними. Мальчик мог водить кукол-путешественниц к портному (и переодевать их), к врачу (и заботиться о них на правах лекаря). Но чаще мальчики и без путешествий получали доступ к куклам, делая вид, что развлекают своих сестёр (что само по себе было исполнением их гендерной роли).

Порой сёстры обменивались с братьями игрушками, но стоило взрослым войти в детскую и застигнуть одну над солдатиками, а другого над куклой, как оба… Немедленно высказывали страсть к медицине. Мальчик превращался во врача, пускающего кукле кровь. Девочка — в сиделку, ухаживающую за раненым офицером. Это одобрялось.

Находили взрослые полезной и игру в лошадку, при которой мальчик становился кучером, а девочка — той самой лошадкой. Считалось, что девочка так приучается подчиняться мужчине. Девочки же страстно любили эту игру за возможность носиться по двору или по дому. Просто так бегать им нередко запрещали, потому что резкие движения противоречили «женской природе». Во время игры мальчик накидывал на девочку поясок, который был за упряжь, и свистел в воздухе кнутиком. Оба при этом просто носились по всему доступному им пространству.

Нередко случалось, что мальчик, увлёкшись, сильно хлестал сестру. Иногда до рубцов на коже. Девочка, конечно, плакала, а взрослые… наставляли её понять и простить брата, потому что он делал это от избытка чувств. Кроме того, родители заявляли дочери, что ей полезно переносить боль. Женщины обязана уметь вытерпеть много боли.

https://www.goodhouse.ru/family_and_children/vospitanije/kak-do-revolyucii-malchikov-i-devochek-uchili-igrat-po-prirode-a-ne-kak-hochetsya
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment