"Одна из самых потрясающих историй Казановы — побег из тюрьмы, до того не знавшей побегов, куда его кинули за чернокнижие — долгое время считалось выдумкой. Виданое ли дело, во время прогулки найти и притащить в камеру железный прут, обточить его, передать священнику, содержащемуся камерой ниже, убедить соседа по своей камере (шпиона) молчать, разобрать потолки двух камер (сначала священника, потом Казановы) и выйти из тюремных ворот, убедив, что вас просто заперли во время работ. Однако сохранились документы по той самой тюрьме, и в них действительно в нужный год упоминается ремонт потолков в двух камерах."
2. Два самых скандально знаменитых хирурга: Мясник с дипломом и гений-самозванец
Коллеги хирурга говорили с начальством, писали огромные отчёты о состоянии пациентов с энергичными по высказываниям резюме, но Кристофер продолжал практиковать, пока друг одного из пострадавших от его действий пациентов, будучи журналистом, не смог раздуть достаточно большой скандал. Он смог добиться того, чтобы Дантча в штате отстранили от работы. Но это означало, что он может спокойно устроиться в госпиталь другого штата, и врачи нескольких клиник объединились, пытаясь этому помешать. В декабре 2013 года им удалось добиться лишения Дантча медицинской лицензии. Тем не менее вскоре Кристофера задержали у дверей банка в униформе хирурга, испачканной кровью. До сих пор неясно, чья она была. В конце концов в 2017 году его приговорили к пожизненному заключению.
3. 4 шарлатана от науки, которых долго никто не мог разоблачить
Один из самых громких научных скандалов нашего времени связан с одним из самых же громких научных имён в области психологических исследований – голландцем Дидериком Стапелем. В 2011 году поставили под сомнение череду его громких экспериментов. Стапель не только не смог доказать, что проводил их, и показать сырые данные по участникам, но и – гулять так гулять – сообщил, что чуть не все его знаменитые исследования с 2002 года были фальсифицированы. Притом на эти исследования опирались уже очень многие учёные, они успели войти в учебники и на них пытались ориентироваться при организации социальной политики власти разных городов по всему свету.
Так, например, в одном из «исследований» делался вывод, что человек начинает вести себя приличнее от одной мысли, что ему придётся пойти туда, где он должен будет соблюдать этикет, а в другом – что власть заставляет людей строже относиться к другим и снисходительнее к себе. Даже если это правда, получается, это ещё только предстоит доказать. Но вполне может оказаться, что такие идеи просто очень для нас соблазнительны, поэтому мы хотим в них верить.