Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Готовиться к школе лучше всего вот так.

1. Кисточка с краской, поролонка с краской, мелок должны оказаться в руке раньше ручки и карандаша. В моей семье с краской все возились с самых малых лет. Кисть послушнее ручки, краска - наоборот. Рука не напрягается, внимание тренируется.
2. Буквы на кубиках и буквы на вывесках лучше, чем буквы в книге или планшете. Кубики можно хватать и вертеть, и одновременно с буквами тренируется тысяча важных вещей - мелкие мышцы руки (привет родителям первоклассников, у которых жуткий почёрки и постоянные боли), представление о пространственном, активная роль вместо пассивной. Вывески надо искать взглядом, концентрироваться. Никто не сунет готовое под нос, за редким исключением. Это важный навык.
3. Играть с едой можно и нужно. Плохо портить, пачкать, бросать еду. Всё остальное просто отлично. Вообще больше активных манипуляций пальцами, и всё равно, попадутся в них кубики, каша, песок, тряпки, мамины резинки и заколки - всё это должно быть легко комбинируемо или изменяемо по форме.
4. Превращать цветной пластилин в бурую кашу, обрадовавшись ему - нормально. Портить цветные карандаши, стуча ими, как барабанными палочками, нормально. Грустить потом, столкнувшись с последствиями, нормально. Пытаться придумать, как использовать то, что теперь есть, отлично. (К пяти годам я уже знала, зачем нужно лезвие бритвы, и настрогала себе из карандашей краски - правда, я дочь художницы).
5. Очень нужны регулярные скука и одиночество. Они подвигают на мысли и эксперименты, они подвигают придумывать "странные" и "бессмысленные" игры, которые хороши уже тем, что ребёнок может активно занимать себя сам, а не быть пассивным ожидателем, когда вложат - а попутно ещё что только не развивают. Я Злату спокойно оставляла на час, два в кроватке - главное было оставить несколько предметов, которые НЕ зверьки или музыкальные игрушки. Вы не представляете, что может вытворить восьмимесячный человек с атласной лентой для волос, парой пластиковых тазиков и бубенцом, если ему ужасно скучно. Вы не представляете, насколько легко Злате даются инженерные решения сейчас. Вообще на слова "мне скучно" лучше всего отвечать "займи себя". Потом игнорировать попытки избежать этого, заняв маму.

6. Вокруг ребёнка должно быть много вещей, которые не выглядят "специально игрушечными" и которые ему подчиняются - то есть их можно хватать, перемещать, развинчивать или просто перескладывать. У Златы была манера "ломать", как это называли родственники мужа, детский столик на колёсиках. Она становилась на него на четвереньки и раскачивалась так, чтобы он ехал. Она могла стянуть со стола свежее бельё, из шкафчика - мамин ватман, играть в тапки (господи, как негигиенично) и обматываться шарфами и платками, часть из которых была мне "на выход". Точно так же в детстве мне давали драконить модные аксессуары из шёлка. Правда, попортила я вроде только один платок, "сообразив" из него абажур. Впрочем, именно дорогое детям выделять необязательно. Просто у них должна быть возможность быть активными с большим количеством "неигровых" вещей.
7. Всё на свете как-нибудь УСТРОЕНО. Не надо читать лекций, проходя мимо котят и цветов. Надо разок кинуть фразу "травка будто из твёрдых жилок собрана" или "лужа - это пополам грязь и пополам вода". Поверьте, базовая уверенность в том, что все, даже самые незначительные вещи, как-то УСТРОЕНЫ, в школе даст больше, чем подробные лекции только о сложносочинённых штуках типа пошиве одежды или работе воздушного шара.
8. Когда я была маленькой, считались вредными книги и телек. Когда Злата - телек и компьютер. Мне никто не говорил "как ты можешь столько читать / это смотреть", мне говорили - "иди порисуй, что ли" или давали простую работу по дому. Я не говорила Злате "харэ сидеть за Галлилео и компьютерными играми", я говорила "так, через пять минут кое-кто тут будет собирать чашки, расставленные по дому, и относить их на кухню, и приз тому, кто угадает, кто это будет" и другие нелепые непедагогичные вещи.
9. Всё на свете может быть картиной, если смотреть под правильным ракурсом или понять, какие линии стоит выделить, а какие пропустить. Остановитесь, уставьтесь, скажите ребёнку. Даже если ребёнок фыркнет, даже если будет дразнить.
10. Есть игры, которые ребёнок должен изобретать сам. Есть те, которые должен узнать из компании и опробовать в компании. В наше время их приходится показывать дома на игрушках. Но дети такие - им хочется пробовать самим и повторять, и вот ты ведёшь ребёнка в гости на день рождения или на дачу, а ребёнок всех немедленно учит салкам, боярам и другим замечательным играм, приучающим к командной работе, работе по правилам, работе с пространством и всё так, что ребёнок не подозревает, по счастью, ни о какой работе.
11. Грязные палки прекрасны. Ими можно чертить, колотить, класть друг на друга, упирать друг в друга, их можно очищать от грязи, ломать, крутить и кидать. И всё это - о работе в школьной тетради, хотя это не так очевидно.
12. Игры в "я знаю пять" и прочие на память и классификацию снимут тоже множество проблем в школе, и дети легко обучают им друг друга или играют сами с собой.
13. Компьютерная игра - хороший повод спросить, а что в ней нравится делать больше всего. Злате нравилось строить дома в Симс, разбирать на куски скелет по имени Костя и искать необычные способы общения в РПГ. Я выслушала немало монологов об этом, и я рада, что моя дочь любит выступать с монологами. На самом деле, совершенно всё равно, на чём человек тренирует ораторское искусство. Необязательно на темы сочинений царской гимназии.
14. Игрушки + мама не должны совмещаться слишком часто, но они отлично работают вместе, когда надо разыграть спектакль (с конфликтами и разрешением конфликтов, с обсуждением чувств) или ролевую игру (с обычными бытовыми сценками, в которых ребёнок, однако, оказывается не слишком часто - этикет и вопросы формализованного общения, например, в школе и на почте так изучать вообще идеально).
15. Есть тысяча и один способ пошевелиться, не сходя с места, стоя, лёжа или сидя. Хорошая тема для игры. А уж как в школе пригодится!
16. Когда книги читают мама/папа, это даёт больше, чем когда они же садятся заниматься с тобой за букварём. Хотя если никакого общения вне букваря нет, то и букварь ребёнка порадует.
17. Уборка игрушек, игра с камешками, перебирание ягод - идеальные моменты, чтобы обсудить ноль и множество, а также состав чисел. Цифрам лучше идти ЗА счётом, устным и визуальным.
18. Уметь решать конфликты словами - бесценно. Но ребёнок должен помнить, что переговоры ПОСЛЕ того, как ударили - чушь собачья.
19. Разные вещи мокнут по-разному. Ничего страшного, если ванна выглядит сейчас так, будто ребёнок купается в мусоре, если он обнаружил только что этот чудесный закон физики.
20. "Найди три способа сказать это" - ещё одна отличная игра, не хуже, чем "скажи в пяти словах о персонаже мультика". В общем, обе офигительны, а наш мир - это мир, когда ораторское искусство снова очень ценится.

П.с. Естественно, я не образец ни замечательной карьеры, ни блистательного материнства. У меня дочь прокачивает эльфов до восьмидесятого уровня и у неё тройка по английскому. А меня вообще не описать нормальными пятью словами :)
Subscribe

  • ***

    Приходил вчера Лас с гитарой и Хали. Что, говорит, тебе спеть? А я песни описываю, как Али Экспресс товары. В общем, я говорю Ласу: Песня, где там…

  • Кратко об опыте жития в Архипке под Геленджиком

    1. Для дикарей там есть целый лагерь, некий альпинист в своё время вырыл площадки-уступы, на которых можно ставить палатки и шалаши, на горе и…

  • Два дня из жизни ролевиков

    Приехали на север Ленобласти на игру командой в три человека - две палатки. Палатки стоят друг напротив друга входами. В одной из них Боброудав,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments