Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО СМОТРЕТЬСЯ В ЗЕРКАЛА

В пространстве рунета призыв посмотреться в зеркало ничего хорошего обычно не означает. Начиная от шуток (“чтобы легче было усидеть на диете, каждый день смотритесь в зеркало голая”) и заканчивая комментариями под аватаркой (“вам стоит чаще смотреться в зеркало, вы бы заметили, что совсем запустили брови!”) - предложение смотреться в зеркало априори способ сказать человеку, что он уродлив и оскорбляет чужие взгляды одним своим лицом или телом.

Удивительно ли, что в сообществах и пабликах женщины признаются: “Не гляжу в зеркало без необходимости, слишком грустно и тяжело на себя смотреть”? Другие откровенничают, что даже когда красятся, умудряются не всматриваться в лицо, “чтобы грустно не было”, а следят за отдельными частями тела: как лежит подводка на веке, как сделан контур помадой на губах.

Но видеть себя в зеркале - насущная необходимость современного человека. Каждый тренер танцев знает, что координация у клиенток будет куда лучше, если она заведёт привычку дома тренироваться перед зеркалом - и не только потому, что она точнее выучит движения… Даже не совсем поэтому, а потому что визуальная связь со своим телом даёт огромную отдачу.

Невропатологи тоже просят пациентов, которые восстанавливают подвижность и чувствительность конечностей, глядеть на руку или ногу, с которой работаешь, во время выполнения упражнений. Визуальная связь с телом играет огромную роль для человека - по крайней мере, для зрячего. Зеркало для неё необязательно, но те же люди, что избегают смотреть на себя в зеркало, обычно стараются не вглядываться в свои руки и ноги и вообще пореже их видеть - ведь эти люди недовольны своей внешностью.

В то же время, недовольство своей внешностью напрямую зависит от того, насколько часто человек, особенно женщина, смотрится в зеркало, и связь тут обратная той, которую мы привыкли замечать.

Мир завален яркими женскими образами, в том числе - большим количеством обнажённых женских образов. Завален, как никогда раньше в истории. Пройдя по улице, женщина успевает увидеть несколько - гораздо более ярких, чем живые прохожие - идеальных женщин на рекламных билдбордах (покупайте наши машины и квартиры, лечите у нас зубы, возьмите у нас кредит! - безо всякой связи с содержанием, всё это с большой вероятностью будет рекламировать молодая подтянутая женщина), на обложках выставленных в киосках журналов, на киноафишах и даже просто в виде рисунков, украшающих чужие майки, сумки, термокружки и прочие предметы. Эти бесконечные женские образы сливаются в один усреднённый, и подспудно женщина ставит знак равенства между им, женщинами вообще и собой в частности: она ведь женщина.

Потом она подходит к зеркалу и видит настолько сильное несоответствие образцу женщины в своём бессознательном, что это шокирует. Это похоже на то, как человек любого пола, посмотревшись, увидел бы в зеркале вдруг кафкианского таракана или, скорее, двурукого-двуногого инопланетянина: ряд признаков вроде бы человеческие, но от образа истинного человека далеко. Это происходит не только с образом тела, но и с образом лица. Конечно, без содрогания бывает трудно подойти к зеркалу, раз там нечто настолько деформированное… Каждый, кто пережил травму лица, знает это ощущение.

На самом деле, решением является не избегание зеркал и приобретение навыка видеть себя только нужными частями, а, наоборот, постоянное знакомство с собой для формирования и поддержания образа живой женщины, конкретно себя, в своей голове, в той ячейке, которая у нас отвечает за хранение образцов того, как должны выглядеть разные вещи, явления и живые существа.

Разглядывание других женщин поможет только отчасти - гораздо менее визуально яркие, чем вездесущие нарисованные или отфотошопленные женщины с билбордов и обложек, они не могут затмить их образ. Свой собственный облик это может сделать - мы воспринимаем себя, даже когда не признаём этого, центром вселенным, точкой отсчёта, неким очень важным хотя бы для себя человеком.

Каждый день смотреться в зеркало может быть больно, но только поначалу - почти всегда, или же перед нами случай, требующий терапии. Понемногу к себе привыкаешь точно так же, как к любому другому человеку. Перестают отталкивать лёгкая сутулость или какой-то не такой разрез глаз: не отталкивают же они в других людях, которые тебе дороги или интересны? Начинаешь по-другому смотреть на себя в примерочных кабинках, оценивая не то, насколько далеко ты в платье или брюках от того, как в них выглядел манекен, а насколько оно ладно сидит именно на тебе, насколько оно создано под тебя, а не ты под него. Вдруг по-другому подбираешь макияж или причёску, осознав, что подошло бы тебе больше, чем привычные линии, и радуешься тому, как посвежело (или стало увереннее, или заиграло по-новому) лицо. Перестаёшь стыдиться улыбнуться - и твоя радость больше не отравлена беспокойством из-за формы губ в улыбке.

И да, кстати, гораздо лучше становится координация. Можно танцевать. Это, кажется, самое лучшее.

Текст: Лилит Мазикина, специально для проекта “Ресурсная психология”.

Картина Эдварда Бёрна-Джонса.

Tags: бэкап
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments