?

Log in

No account? Create an account

Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Flag Next Entry
Вспомнила, как спорила с девушкой
лытдыбр
gipsylilya
Которая не верила мне, что во фламенко до недавних пор использовался бубен. Живописные источники её не убедили. Может быть, эти испанские цыгане на них везде танцуют не фламенко?!


  • 1
Помню, как лет 20 назад меня поразила арагонская хота. Она оказалась... не фламенко! :-))) А нормальным народным танцем, пусть и с кастаньетами. Тогда у меня был блок в голове: Испания равно фламенко. Пришлось начать копать.
У девушки, скорее всего, такой же блок сформировался. И она под него неосознанно всё подгоняет.

Да, это блок, с которым я борюсь во всех концах нашей необъятной уже больше 25 лет. Причем, если в 80-90-е годы преобладал блок на уровне "Испания - это красная юбка и кастаньеты" (про фламенко мало кто знал, все представляли по стилизациям), то сейчас действительно все представление об Испании и ее танцах поглотил фламенко.
А какая конкретно арагонская хота поразила? Ансамбля Моисеева, к арагонской хоте отношения не имеющаая? Или попалась настоящая?.:)
Извиняюсь за встревание, просто это моя специализация, и стало любопытно.
Поэтому для интереса добавлю, что вообще-то Испания - это, минимум, четыре основных направлений танца, изучаемых там в консерваториях (региональный фольклор, эскуэла болера, фламенко и классический испанский танец, он же "данса эстилисада"). Плюс есть стилизации и эклектические направления как внутри Испании, так и вне ее. А еще есть историко-бытовые танцы Испании времен барокко и Ренессанса. И это все Испания. Если не считать, что когда-то она была империей, где танцы и песни путешествовали через океан и обратно, рождая множество форм. Каждое из направлений имеет огромное количество ветвей и жанров внутри каждого.

К сожалению, настоящая тогда не попалась. И от Моисеева есть польза! :-)))

Несомненная!:)))
Моисеев вообще был большой талант, и много интересных постановок сделал, просто далеко не все они были похожи на оригинал. Времена такие были, информации было крайне мало.

Все правильно, есть испанские народные танцы, куда входит арагонская хота, хабанера и т.д., а есть фламенко. Это разные направления.


Но происходящее на картине пароц постов раньше двадцатых принято считать именно фламенко, наверное же, есть основания?
Скорее всего, бубен использовался цыганами во всех этих танцах, вот какая штука.

Про бубен: в культуре фламенко он и сейчас есть в некоторых танцах, просто встречается редко, и сами танцы эти обычно граничат с региональным фольклором (андалусским, цыганским). Причем чаще это перкуссионный инструмент, а не часть танца. При этом бубен как таковой - это классический инструмент испанского Рождества, и потому он чаще возникает в вильянсико, рожественских песнях и танцах, а также попадается в некоторых видах севильян. Но и то, и другое - это "эстилос афламенкадос" - фламенкизировавшиеся жанры регионального фольклора. Фламенко же в чистом виде, каким он сформировался за долгие годы, в принципе почти ушел не только от бубна, но и от кастаньет. Потому что в нем все это вытеснили дроби и хлопки. Многие танцовщики фламенко даже не владеют толком кастаньетами, потому что чаще всего они не нужны.
И бубен, и кастаньеты зато широко распространенные инструменты испанских фольклорных танцев разных регионов Испании. В первую очередь бубен (причем особенный по устройству) популярен на севере: в Галисии, Астурии, Кантабрии. Там это виртуозно используемый инструмент. В Арагоне и Кастилии тоже немало используется бубен, есть арагонские хоты с бубном. Но это уже не про фламенко все.:)

Edited at 2018-11-18 05:42 pm (UTC)

Про живописные источники: дело в том, что старинные гравюры и литографии с цыганами, которые танцуют с бубном - это в основном первая половина XIX века, когда формирование культуры фламенко еще лишь начиналось. Как бы известно, что фламенко выделилось в некое явление с конца XVIII века, но стоит понимать, что это была постбарочная эпоха, когда все было другим, и каким конкретно - это отдаленно можно судить лишь по некоторым описаниям и тем самым картинкам. И если посмотреть, какую эволюцию прошел фламенко с конца XIX и до наших дней, то можно сказать, что он изменился чрезвычайно сильно. То есть того фламенко, который мы знаем сейчас и даже по старым фильмам начала XX века, во времена Мериме и Теофиля Готье просто еще не было. Скорее, можно сказать о существовании цыганских народных танцев, танцев в театре (тогда активно развивалась болера) и разнообразного фольклора по всей стране. Все это активно смешивалось между собой. В частности эскуэла болера и цыганский танец в определенный момент сильно повлияли друг на друга, потому что цыганок стали пускать в профессиональные академии танца. В итоге балетные приемы и позиции рук пошли в народ, а в театр пришли элементы цыганской пластики и ритмики. Поэтому невозможно даже определенно сказать, откуда черпали идеи художники: только с улицы или из театра, из фольклора или из того, что уже можно было назвать словом "фламенко". Но факт в том, что того фламенко, который известен нам, просто еще не было.
От себя скажу, что наверняка во фламенко всегда что-то было с бубном, но каким оно было тогда - это один бог ведает. Например, наверняка это было в гранадской самбре. Но та самбра, что была в прошлые века, известна лишь по описаниям. Ну, и есть старые фото гранадских цыган с бубном, вот:

Сколько подробностей! Спасибо!

  • 1