Вот так, потихоньку, Ваня заработал на собственную маленькую типографию. Работал поначалу в типографии сам, вечерами, после закрытия хозяйской лавки: печатал картинки на патриотические темы. Как раз шла война с турками. Русские солдатушки, благодарные болгары, кровожадные турецкие войска шли у массовой публики на ура, увеличивая Сытину капитал. Потом он ещё и подженился удачно, на купеческой дочке с приданным в четыре тысячи рублей. Это давало возможность расширить бизнес.
***
Легко догадаться, что просветитель российского крестьянства был далёк от образа выбившегося в люди сельского паренька, который хочет теперь помочь всем бедным людям. Рабочих типографии Сытин эксплуатировал нещадно. Известен случай, когда он, посчитав, что около двенадцати процентов текста составляют знаки препинания, решил сэкономить, издав указание оплачивать работу наборщиков только по количеству букв. Притом по трудовым затратам каждый знак препинания был равен букве — он был отдельной деталью набора.
Рабочие в ответ под угрозой бунта предъявили требования: запятые снова оплачивать, уменьшить рабочий день до девяти часов. На уменьшение рабочего дня Сытин согласился, а вот насчёт знаков препинания упёрся. Это привело к стачке, которую внезапно подхватили на нескольких фабриках и заводах.
Неудивительно, что во время Декабрьского восстания 1905 году (его ещё называют неудавшейся народной революцией) типография Сытина стала одним из центров наиболее упорного сопротивления. Пытаясь уйти от полиции, революционеры в какой-то момент подожгли здание типографии. Это привело к многочисленным жертвам: в здании жили и рабочие с семьями.
***
Но что по-настоящему сделало календари Сытина легендарными — это ставка на их просветительскую функцию. Читать в крестьянских семьях — в основном по слогам — умели только дети, чаще всего один-два сына, отправленные в школу, чтобы потом было в семье кому со всякими бумагами разбираться. В календарях Сытина регулярно печатались короткие полезные советы, статьи по истории России, выдержки из жития святых, познавательные сведения (земля — круглая, в Англии вместо рублей фунты, в Африке живут полосатые лошади зебры) в форме, с которой справится читающий по складам подросток. Вечерами в избах устраивались семейные чтения вокруг календаря. Чтеца выслушивали, прочитанное активно обсуждали: человек любопытен, и календари развлекали, удивляли и доставляли информацию не хуже сплетников.
Статьи получались, несмотря на простоту, интересными не только крестьянству, но и мещанам с образованием попроще, и рабочим. Сытин регулярно получал письма разной степени грамотности. Просили писать в календарях советы, как отличить фальшивую купюру от настоящей, за какие преступления какие бывают наказания, как оказать первую помощь при разного рода несчастных случаях и многое другое; вносили рациональные предложения — для неграмотных числа постных дней подчёркивать чёрной чертой; желали однажды увидеть репродукцию той или иной картины, которая была на слуху. Предлагали даже указывать еврейские праздники наряду с православными: многим крестьянам приходилось иметь дело с еврейскими перекупщиками зерна, и везти на рынок гружёную телегу, чтобы обнаружить, что перекупщика сегодня нет, было обидно.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130918/40474/