?

Log in

No account? Create an account

Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Next Entry
Цыганский закон, ч.3
merry
gipsylilya
Цыганский закон, ч.1
Цыганский закон, ч.2

Как я заметила из комментариев, многие путают цыганский закон и цыганские обычаи. Такое бывает и в среде цыган, но обычно цыгане неплохо отличают одно от другого. «Сколько цыган, столько обычаев» и «Цыган много, а закон один» — гласит народная мудрость. Дело в том, что, как я писала уже неоднократно, слово «цыгане» — сборный термин для обозначение более чем 70 родственных народностей. У этих народностей разная история, разная культура, разные языки. Неудивительно, что и обычаи разные. А объединяет их всех в один народ, помимо родства, соблюдение неких общих правил, указывающих, в том числе, и границы для создания и принятия обычаев. Вот эти общие правила и есть Цыганский Закон.

Таким образом, если румынские цыгане имеют обычай выдавать замуж 12-13илетних девочек, это вовсе не обусловлено цыганским законом. Может, они бы и раньше выдавали, да закон не велит до наступления половой зрелости вступать в брак. Это их личный обычай, основанный на их истории и каких-то личных соображениях. Если ловарьским мужикам западло работать, и можно только заниматься бизнесом (в том числе шоу-бизнесом), то это опять же не потому, что цыганский закон не велит цыгану работать. Это обычай конкретно ловарей, он имеет отношение к цыганскому закону лишь постольку, поскольку не переступает его рамок.

В постах про цыганский закон я упоминаю и обычаи, рассматривая, как они связаны с законом, но в общем же и целом не ждите, что я буду писать в первую очередь о них — или о том, чем цыганский закон отличается от остальных законов. Я рассматриваю то, чем является цыганский закон, и только это.

Ещё раз напомню, что цыганский закон ставит границы, но не указывает точно и однозначно, как делать то и это. За однозначные указания отвечают обычаи, разнящиеся в пределах даже одной народности в зависимости от социального слоя; они, кстати, могут быть и гибкими, ибо цыгане — не роботы, а люди, наделённые здравым смыслом (в основном).

Мы уже говорили о чистых и нечистых частях тела. Снова подниму тему женского низа, поскольку мне справедливо указали, что я недоговорила о том, как отражается на поведении цыганской женщины то, что скверна стекает с неё книзу (в отличие от мужчины, чья скверна никуда не стекает). Влияние на поведение мне показалось очевидным: женщине предписывается не переступать и не перепрыгивать верхние части людей, еду, воду, одежду, посуду, а также всё то, что мужчине придётся потом брать в руки или чего будет касаться его верхняя часть тела; не садиться и не помещать свои юбки, бельё, обувь, колготы, носки и чулки на лошадей, капот, крышу и крышу багажника автомобиля, всяко-разную технику, спинки стульев и диванов, тумбочки, подушки, столы. Рекомендуется избегать переступания и сидения также и над тем, что не станет от этого заразно-нечистым, как дети (которые, кстати, считаются настолько чистыми существами, что к ним по определению не может прилипнуть нечистота, они по чистоте приравниваются к ангелам), кровать, мужские ноги. А ещё женская нечистота защищает женщин от мужской агрессии: в крайних случаях женщина всегда может пригрозить мужчине осквернением.
Кажется, теперь тема раскрыта!

Поэтому примемся теперь за нечистые события. Нечистота события может быть негативной либо оберегающей. Вот о событиях, обладающих оберегающей нечистотой, ваша Шехерезада поведёт сегодня дозволенные речи.

Это женитьба (не путать с празднованием свадьбы), менструации, беременность, роды и смерть.

Первое время нечистыми считаются молодожёны, видимо, их подозревают в чрезмерном занятии сексом ^_^ (сам по себе секс – незаразно-нечистое явление, но если чем-то нечистым, пусть и незаразно, заниматься ну слишком усердно, то как бы зараза налипает). Выражается это обычно в том, что молодожёны должны контактировать с другими членами семьи как можно меньше и есть отдельно от остальных. Может это выразиться и в отстранении их от «чистой» работы (принос воды, готовка, рубка дров, ухаживание за лошадьми и т.п.). Всё это, являясь следствием нечистоты молодых, на деле облегчает их жизнь и снижает вероятность конфликтов с другими членами семьи в такой сладкий и романтичный медовый месяц. Именно поэтому такую нечистоту я не считаю негативной, но оберегающей.

Менструация нечиста настолько, что во время неё женщине запрещён секс. Да, согласна, это дискриминация и все дела. Однако в условиях кочевья это, несомненно, незаменимая гигиеническая мера. Во время менструации женщине предписывается очищать водой нижнюю часть тела особенно часто и тщательно.

Беременность добавляет женщине нечистоту с того момента, как была замечена. К сожалению, мне не предоставилось возможности собрать информацию о половой жизни во время беременности. Тупо не догадалась спросить. Обязуюсь на следующих же цыганских женских трещалках поинтересоваться. Однако вследствие нечистоты беременную что? Правильно, обычно её ограничивают в работе и заставляют пользоваться отдельной посудой, отдельным постельным бельём… Всё точно так же, как мне советовали в женской консультации: «Постарайтесь завести отдельную чашечку, из которой никто, кроме вас, не будет пить, это снизит вероятность заражения некоторыми видами инфекций».

Роды — очень нечистое явление. Во время них мужчина может подойти к женщине, только если больше ну совсем некому ей помочь. Естественно, он осквернится. Но это не та скверна, что на всю жизнь.
Рожать рекомендуется вне дома. Желательно там, где цыганские мужчины не ходят. Идеальным местом для родов считается роддом. Я до сих пор не знаю, почему этот простой факт так удивляет нецыган ^_^.
После родов 40 дней женщина остаётся нечистой. Она ест из отдельной посуды. Пользуется отдельным бельём. Ей предписывается особенно часто мыть известную часть тела. Ей запрещено работать по дому. Если она единственная женщина в семье, ей помогают соседки. Ей также запрещено заниматься сексом в этот период — это к вопросу о мифе «на третий день после родов цыганке надо тр@хнуться с цыганом», который передала мне школьная подруга, услышав его от своей педиатра. Родившая должна минимизировать контакты с другими членами семьи и гостями (по моему опыту, это сильно экономит нервы). По прошествии периода нечистоты всё, чем пользовалась цыганка, по обычаям, выкидывается, или уничтожается, или передаётся бомжам (это посуда, бельё, часто и одежда).

Смерть — ещё одно нечистое событие в жизни цыгана. Нечистым считается труп и то, чего он касался при умирании. У многих цыган нечистота, по обычаю, переносится на родственников умершего и/или на его личные вещи (одежду, украшения, технику, иногда даже мебель!). Всё это нечисто и подлежит либо захоронению с трупом, либо уничтожению, либо раздаче нищим-нецыганам. Легенды о шабашах цыган в склепах, существовавшие в Европе, таким образом, явно не могут иметь под собой основы: склепы и могилы изнутри нечисты так же, как трупы.

Следующий пост уж чему посвящу, тому посвящу :)

А пока жду оплаты нелёгкого журналистского труда: как всегда, 10 ссылок на этот пост!
Прошу задавать вопросы в ключе "как цыганский закон смотрит на...", мне по ним потом можно будет писать продолжение.
Хочу в будущем осветить: нечистое поведение, баронство, цыганский суд и судебные процедуры, цыганский кашрут, цыганские профессии и цыганскую эмоциональность в свете цыганского закона, культе предков как фактору влияния на патриотизм и верность религии, вдовство и разводы, отношение закона к межэтническим и родственным бракам, а также почему ПО-НАСТОЯЩЕМУ была изгнана из табора цыганская классическая поэтесса Папуша.

С уважением, Лилит Мазикина


Подсчёт ссылок: ******************* - !
stoshagownozad
risteyana
elena_aka_hel
barbazzuza
krjakva
chauvin
panny_esperans
tribun_re
chyyr
morreth
rizhaya_bestiya
taiyui
maria_gorynceva
_mjawa
kurumo_mayar
croissante
an_plast
strega_lyth
jgofri
morane
mme_n_b
pashaaltist

UPD: Цыганский закон, ч.4
UPD: Цыганский закон, ч.5
UPD: Цыганский закон, ч.6
UPD: Цыганский закон, ч.7
UPD: Цыганский закон, ч.8
UPD: очень дельные комментарии к моим постам http://maria-gorynceva.livejournal.com/30615.html
"Интересно, что в викторианской Англии упоминать о ногах в приличном обществе тоже было абсолютно немыслимо. Настоящая леди могла произнести фразу "я ушибла коленку" только в кругу своей семьи - в обществе это было бы shocking. Не говорю уж о том, что во всей Европе приличные дамы (и аристократки, и буржуазки) вплоть до начала ХХ века, если не ошибаюсь в обозначении верхней границы, должны были не сверкать обувью из-под юбки. Мы сейчас не понимаем ужасающую эротичность сцены из "Обрыва", когда Марфинька показывает Райскому "ботинку", прошитую каким-то там шёлком. Это было чудовищно легкомысленно со стороны незамужней молодой особы - всё равно как во дни моей молодости начать показывать кавалеру лямочки своего лифчика (интересно, сейчас, в эпоху торчащего отовсюду белья, хоть что-то в дамском гардеробе остаётся табуированным?)"
UPD: "В православии хочу заметить - то же самое. Про католиков брать не буду - не знаю.
А у православных - во время месячных нельзя заходить в церковь дальше дверей, может даже вообще в предбаннике только можно - не помню точно. Следовательно, никакого причастия в этот период. Нельзя трогать церковные свечи, нельзя прикладываться (целовать) иконы. Вот о благословении священника и целовании его руки после - надо спросить, не задумывалась об этом раньше, но по логике всех остальных запретов подразумевается, что нельзя.
После родов тоже нельзя ходить в церковь. По обычаю крестят младенца достаточно рано и мать обычно стоит в дверях, а младенец на руках у крестного или крестной." - дополняет в комментяриях sonichnaj
UPD: elena_aka_hel возражает:
"Цитата:
Юрий Белановский (сотрудник Патриаршего Центра Духовного Развития Детей и Молодежи):
Никаких ограничений в рассматриваемой области именно на вход в храм, молитву и даже "общение" со святынями (иконы, мощи и т.д.) в наше время не существует. Все указанные ограничения если и могут применяться, то только к Причастию Святых Таин

См. http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?show...t=0�entry19675 "

Более того, все канонические правила связанные с т.н. "нечистотой" не предусматривают прещений, т.е. наказаний, для человека, причастившегося-таки в период "нечистоты". Так что "нельзя заходить в церковь дальше дверей" и проч. - это не столько мнение Церкви, сколько народный обычай. Который на-а-амного старше христианства, раз является общим для ряда народов Европы и Азии."

UPD: наблюдение русской женщины
"Когда я родила вторую дочь, в соседней палате (палаты были одноместные) лежала цыганка. Так к ней по нескольку раз в день табор приходил. Человек 30, за взятку, конечно, все в белых халатах:)) А вот папаши не было, у них как-то не положено, чтобы отец видел жену и дитя до какого-то срока, точно не знаю, но что-то такое мне объясняли."

щетайте меня, щетайте!

Повторное замужество вдов?
Ясен пим, выходцы из Индии перестали жечь своих жён уже очень-очень давно - в миграциях это крайне неудобно для исполнения. Кроме того,обряд сати предписывался и в самой Индии далеко не всем кастам и сословиям, так что возможно, что индийские предки цыган вдов и вовсе не жгли. Но вот что они с ними делают? Повторно замуж отдают? А если у неё уже куча детей, хотя она вполне молода и здорова? Или наоборот: девочка едва замуж успела выйти, как тут же и овдовела. И, если можно, данные по разным этнографическим группам ромов.

Нигде не встречала информации по цыганским вдовам. Буду очень тебе признательна, если что-то знаешь и расскажешь.

хороший вопрос, спасибо - освещу

Отметилась и даже не забыла убрать из подзамка :)

Отличное правило--про 40 дней. Это время, когда мать налаживает контакт с новорожденным, налаживает ГВ( у некоторых случаются на этом пути проблемы) и вообще привыкает жить "вдвоем".И докучливые гости тут настолько блин некстати, насколько это вообще возможно. С идиотскми, как правило, подарками. Вобщем, правило-то очень хорошее. Уж не знаю, тяжело ли морально перенести эту "нечистоту"

никаких терзаний по этому поводу в среде цыганских женщин не отмечено :)

(Deleted comment)

Re: ссылочка.

сойдёт, главное, тема упомянута :)

(Deleted comment)

Re: Про смешанные браки

хорошо
правда, я об этом уже писала :) но напишу ещё разок

Большое спасибо, чрезвычайно интересно!

а Вам спасибо за поддержку :)

Вот про лошадей бы поподробнее...
Получается, что мужчины и женщины на одних и тех же не ездят, или бабам вообще запрещено ездить верхом или управлять повозкой?
Вообще хорошо бы было осветить, что цыганский закон говорит о "крыльях" цыган... В частности, про конокрадство.
(А я думал, не смогу умный вопрос придумать!..)))

Менструация нечиста настолько, что во время неё женщине запрещён секс. Да, согласна, это дискриминация и все дела.
Ой! Ты знаешь хоть одну женщину из нецыганской среды, которая во время "этих дней" хотела бы заниматься сексом?..

У многих цыган нечистота, по обычаю, переносится и на личные вещи умершего
Во-во... я читал в статье про Джанго Рейнхардта, что после его смерти его вдова, мать и сын все его вещи сожгли, в том числе гитару. Видно, грамотный журналист попался... После той статьи мне Джанго сильно в душу запал, правда, музыки его я так пока и не слышал. Там, впрочем, ещё был описан случай, как он вёл своего бывшего продюсера в табор и по дороге своровал курицу...)))

там же ясно написано: женщина не может садиться на лошадь
нет, возможны крайние случаи: когда это неизбежно, чтобы спасти её жизнь, например, ну тогда лошадь осквернена, её даже не продают, а убивают

умный вопрос принят

про менструации - некоторые нецыганки таки занимаются

про курицу - зачётная история :) хотя как бы взрослому мужику такое не с руки, это он явно похулиганил

почему вы называете папушу "классической поэтесой"? какие существовали "неклассические" цыганские поэты? (я не имею в виду носителей фольклора).

неклассических полно, потому что рифмоплётство распространено в цыганской среде.
а стихи Папуши выдержали много изданий - это что-то говорит.

возможно ли употреблять определение "закон" применительно к неким нормам и правилам,не фиксированным на "носителе" (на бумаге, глине, камне и т.д.)?

официально?
понятия не имею
но в цыганской философии всеми этнографами отмечается термин "Цыганский Закон", и ничто не мешает мне пользоваться этим термином по назначению

определение "классический" в данном случае не совсем верно. оно подразумевает наличие некоего стабильного литературного процесса, неотделимого от книгоиздания.тот же фицовски квалифицировал папушу как маргинальное явление...

Фицовски здоров был врать, более поздние этнографы это не раз отмечали
у цыган существует литературный процесс - но Вам придётся смириться с тем, что многие нормы и взгляды у нас иные, чем у других европейцев или, скажем, евреев
для нас закон имеет силу, даже если не был записан
а поэт признаётся классическим не тогда, когда его таковым назовут критики, а тогда, когда его именно так воспримет народ

Очень интересно, спасибо!
Скажите, пожалуйста, а этот закон опирается на какой-нибудь авторитет? Например, иудеи свой кодекс соблюдают, потому что считают, что это условие их договора с Богом, в других культурах нарушение табу - верный способ накликать несчастья на себя или на все общество и т.п. А какая мотивация к соблюдению закона у цыган?

только одна: желание оставаться цыганами

***

сейчас Вы скажете, что не понимаете, почему такая мотивация действует :)
а я не найдусь, что ответить, потому что для нас это реально мотив соблюдать закон, и я не понимаю, почему нецыгане этого не понимают
очень стандартный диалог

Порекламировал :^)

http://tribun-re.livejournal.com/18679.html

а меня всегда интересовали "двойные стандарты" - отношение к цыганам и нецыганам.

Я о них же написала в первой части...