Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Цыганские школы, часть 3

Продолжение поста о том, что обсуждали педагоги и волонтёры, занятые в образовательных программах Десятилетия Цыганской Интеграции.

==БАБУШКИ==
В первый день в школе одной цыганской девочке рассказали про, не помню, пусть будет жирафов в Африке. Она пришла из школы и чуть не с порога спросила:
- Бабушка, а ты знала про Африку и жирафов?
-Конечно, - сказала бабушка. И тут у внучки началась натуральная истерика, к полному остолбенению семейства. Она рыдала и кричала, что бабушка знала и ничего не рассказала, никогда не рассказывала ей о жирафах и Африке, а ей тоже, тоже хотелось знать!


В странах бывшего соцлагеря почти все бабушки или прабабушки ходили в школу. Так что кое-где неравнодушные учителя и ассистенты решились на такие меры: они ходили время от времени в какую-то семью "в гости", вроде как поговорить об успеваемости (похвалить, конечно) и вызывали бабушек на разговор про то, как они сами ходили в школу. Оказалось, дочери и сыновья этих женщин далеко не всегда знали, что их мамы учились! И почти все бабушки говорили, что им нравилось. Многие о том, как их сняли с занятий, рассказывали со слезами. Вспоминали любимые уроки, игры ао дворе, экскурсии, походы, чаепития и выступления на праздник.
Чуда это никакого не делало, но очень мощно кркшило стереотип "цыгане не могут учиться по природе". Увы, но тут же снова всплывало: учиться - это увидеть красивую жизнь только затем, чтобы снова вернуться в грязь.

С одной из бабушек был случай, тут страну не вспомню, экс-соцлагерь. Она похвалилась в разговоре, что получала за свои сложные аппликации какие-то призы на детских конкурсах, и учительница немедленно попросила её устроить мастер-класс по аппликации в школе. Она проводила его очень терпеливо, добродушно, с юмором, детям понравилось, а потом сделала несколько действительно очень красивых аппликаций на картоне для украшения класса. UPD В комментариях к Фейсбуку пришла очевидица, которая сообщила, что дело было в Болгарии и не в настоящей школе, а в детском саду.

Надо понимать, что пожилые женщины в цыганском сообществе обычно пользуются авторитетом, поэтому апелляция к их опыту даёт эффект, и если удастся сделать их союзницами, то "сопротивление среды" вокруг детей станет сильно меньше.

Ещё надо понимать, что пожилые цыганские женщины умеют здорово материться и вовсе не обязательно любят весь мир.

==РАССКАЗЫ О ДРУГИХ ЦЫГАНАХ==

Рассказы о других цыганах вызывали обычно смесь удивления и недоверия, но воспринимали их цыганские дети с большим любопытством и всегда задавали много вопросов: Почему они так одеваются? Почему они так танцуют? Как у них празднуют свадьбу? Они ходят в церковь? и повторяющийся - А это точно цыгане? В последнем случае всегда можно было поставить запись их речи, песен, и предложить услышать знакомые слова, а также выписать на доску и прочитать вслух, как будет у тех цыган "вода", "отец", "дом" и так далее.
Цыгане постоянно чувствуют себя меньшинством, анклавом, чем-то порой почти исчезающим, и чувство, что ты часть чего-то большего, серьёзно влияло на психологическое состояние учеников.

Кроме того, как всегда, в ход пошли вдохновляющие биографии цыган, ставших знаменитыми в разных странах, прежде всего музыкантов и актёров. Для этого в интернете создавалось несколько баз, которыми могли пользоваться учителя (одна была вроде официальная и несколько волонтёрских). Золотым набором для рассказов были кочевая поэтесса Папуша, гитарист-без-пальцев Джанго Рейнхардт, скрипач и композитор Данко Пишта (к его памятнику даже экскурсии возили, как и к памятнику Папуше), танцор Хоакин Кортес и группа "Джипси Кингс". Плюс по своему разумению могли брать художника Сеферова или Гонсалвеса, разного рода музыкальные группы из России и Венгрии, Шабана Байрамовича, Эсму Реджепову, писателя Матео Максимова, ну и так далее.

Многих учителей поначалу расстраивала реакция детей на рассказы о знаменитых цыганах. Дети могли начать их высмеивать, выражать сомнение, что они - цыгане, и вообще не было похоже, чтобы кто-то из этих людей их вдохновлял. Но с каждой новой биографией это неприятие уменьшалось, и вскоре дети могли говорить, что им нравится тот или этот знаменитый цыган, некоторые начинали мечтать тоже стать знаменитыми (хотя вообще такие мечты не очень характерны для цыганской культуры).

Педагоги столкнулись с тем, что детей о всех этих людях интересовали вещи, которые трудно было найти в биографиях. Что они ели? На ком они женились? Какого рода их отцы и матери? Сколько они зарабатывали? Кричали ли дома друг на друга? Продолжали ли они говорить на цыганском? И сотни других таких вопросов. Кто-то предлагал фантазировать на эту тему, и дети могли начать спорить друг с другом, как мог жить такое знаменитый музыкант или футболист. Кто-то обещал узнать побольше (но это оказывалось очень трудно, не обо всех этих людях остались письменные воспоминания).

Всех без исключения детей волновало, общались ли с другими цыганами эти люди, став известными, не прогоняли ли их, согласны ли они были сами называть себя цыганами.

Все эти вопросы были чем-то гораздо более важным, чем проявлением любопытства. Эти дети пытались строить новую идентичность, всё ещё цыганскую, но с более широкими рамками, вне гнетущих их стереотипов.

Пишу продолжение в следующем посте
Tags: цыгане
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal