Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Next Entry
Цыганские школы, часть 2
лытдыбр
gipsylilya
Штука со школами-караванами, интеграционными классами, дополнительной тюторской работой с цыганскими детьми в обычных школах была в том, что тебе не придётся работать с детьми вперемешку из благополучных семей и неблагополучных. Дети из благополучных уже ходят в школу в обычные классы, им не нужны эти программы, их семьи интересует изучение родной культуры как дополнительный кружок - вот на таких местах легко приживались ясноглазые восторженные волонтёры и нанятые фондами учителя. Остальным доставались дети из лагерей легальных и нелегальных нищих мигрантов, из гетто, из сельской глубинки, из махаллей (слободок), из лачуг на помойках, где их родители сортируют мусор, из приютов, куда их доставили после полицейских рейдов, изъяв из неподобающих условий (это красиво звучит, но это огромный стресс).


История молодой учительницы из Румынии не была историей педагогического достижения, обретения педагогического стиля. Это была история о том, как она пришла в отчаяние, столкнувшись с чужим отчаянием такой степени беспросветности, о которой не подозревала раньше. И, кстати, её импровизация могла не сработать,её бессмысленно и, наверно,даже вредно повторять (если мы помним, она начала с оскорбления). Но вот это отчаяние испытали многие волонтёры и профессиональные педагоги.

Одно время это очень активно обсуждали в цыганских рассылках (тогда вместо вацапа были всякие системы рассылок, разговоры велись как бы через почту) и на форумах. Выяснилось, что в таких случаях есть более-менее одинаковый набор проблем и некоторые меры дают более или менее очевидный результат. В то время на опыт Бразилии, сами понимаете, было особо не опереться.иВсё обсуждалось и начиналось с нуля.

Ну и проблемы разнились, в то же время. Например, в Венгрии как раз тогда происходили ночные убийства цыган, демонстративные - для акций выбирались именно те семье, которые, хоть и были небогаты, но интегрировались. Это была такая декларация "всё равно вы для нас не люди". В то же время венгерских цыган запросто брали в разнорабочие, они были, условно говоря, венгерскими таджиками, это снижало проблемы с трудоустройством мужчин и юношей. В Румынии, особенно сельской местности, была более ожесточённая дискриминация, но убийства происходили только случайно, в ходе драки, например. То есть это опыт "в крайнем случае, можно найти работу человеком с лопатой / ночью я думаю, не убьют ли меня" против опыта "работы не бывает для цыган, цыгане не бывают для работы / меня могут обозвать, но вряд ли убьют". Педагоги понимают, насколько эти разности опытов детей делали трудным делиться опытом учителей, создавать некоторую общую программу.
Попутно отмечу, что в некоторых странах образовательные программы для цыган включали ТОЛЬКО изучение родной культуры как факультативное. Это страны вроде Греции или Финляндии. Но в Финляндии при этом мощные механизмы социальной работы, так что даже самые несознательные слои цыганской диаспоры не отличаются ничем особым, кроме мелких краж.Это не заменяет полноценной интеграционной работы, но это отменяет острые проблемы.

Я думаю, уже все поняли, что а) самая частая проблема - чувство выученной беспомощности, которое к тому же может принимать протестную форму, такой вызов "всё равно у вас ничего не получится! всё равно нам ничего и не надо!" б) даже набор волонтёров цыганского происхождения не давал волшебства, хотя повышал возможность контакта. Кроме того, проблемы представлял другой опыт быта и общения, наличие алкоголиков или наркоманов в семье (повальная проблема карпатских стран), незнание местного языка (если мы говорим о лагерях мигрантов во Франции), традиция ранних браков, из-за которой девочек снимали с обучения задолго до предполагаемой свадьбы (а зачем ей? пусть лучше матери поможет, мать разрывается по дому), уверенность, что приобщение к семейному бизнесу (на рынке торговать, мусор сортировать, кирпичи лепить, лопаты делать, на скрипке играть) даст большую уверенность в будущем, чем образование, с которым то ли будут тебя брать в чистый офис работать, то ли рожей не вышел, а время обучения ремеслу уже упущено, догоняй сверстников.

Помогали в учебном процессе порой очень неочевидные вещи.

==ШКОЛЬНЫЕ ОБЕДЫ==
Бесплатный ланч не просто мотивировал детей ходить в школу, а родителей - отдавать их туда. Дети показывали куда больше сообразительности и становились благодушнее после ланча. Очень банально, но в двадцать первом веке в Европе оказалась возможна и повсеместна ситуация, когда ребёнок тупит от голода.
Дело часто было не только в бедности, то есть всегда можно было забить желудок спагетти, или лепёшками, или кукурузой. Но годы кукурузной диеты давали жесточайшую нехватку важных витаминов и микроэлементов. Кроме того, у многих цыган основной приём пищи (в зависимости от достатка может быть и единственным) приходится на ночь. В конце концов, бегать с пустым желудком ещё можно, а заснуть уже нельзя. Дети, которые жили на помойке и приходили с утра в обычную сербскую школу, могли перед тем выпить только чая, может быть - с небольшим куском хлеба, а преподавателям было невдомёк, что ребёнок от голода не может даже сконцентрироваться на речи.
Ланчи помогали процессу обучения лучше раскрасок и кубиков с буквами.

==ДВИЖЕНИЕ==

Европейская традиция воспитания приучает детей очень рано чинно садиться, вслушиваться и всматриваться, выполнять задания без вопросов и выполнять вполне определённые манипуляции руками. Даже сейчас, когда требования к детям стали намного мягче.
Таким образом, уже в школе рассаживаться рядами и не задавать вопросов до специальной реплики их приучить просто.
Цыганский ребёнок вплоть до записи в школу проводил в никем не сдерживаемом движении, он рос в культуре, где ценится и развивается (и даже "чрезмерно" демонстрируется) эмоциональность, где на двадцать вопросов взрослым не ко времени только один раз прикрикнут, где ты вместе с остальными выкрикиваешь свои впечатления и соображения. Непросто после этого оказаться в незнакомой обстановке и сразу усвоить и следовать требованиям дисциплины.
Кроме того, встревоженность из-за чувства, что все ждут, как ты не оправдаешь ожиданий (или, точнее, подтвердишь худшие из них - кстати, почитайте об экспериментах на тему угрозы подтверждения стереотипа, которые проводились вовсе не в связи с цыганским вопросом), из-за радикально другой обстановки и предлагаемой деятельности, невероятная смесь из надежд и - заранее - отчаяния делали ребёнка взвинченным. Надо ещё понимать, что в некоторых странах детей обучают не с семи,а с пяти лет, когда нервная система менее зрелая.
Неудивительно, что если детям разрешалось ходить по классу, что-то вертеть в руках, болтать ногами - всё это в определённых пределах, конечно - если добавлялась физическая активность сверх той, что обычно практикуется, дети справлялись лучше.
Каждый раз, как программа предлагала добавлять в занятие игровой элемент, игры типа "я знаю пять" (когда мячом стукаешь) или с передачей мяча (вспомни слово на букву "Ц" и передай мяч дальше) давали больше эффекта, чем просто викторины.
Конечно, со временем детей приучали сидеть поспокойней. Им ведь предстояло учиться и в обычных классах.

==ТРАНСПОРТ==
Я рассказывала, что в таборе Пери Ленинградской области выросло целое поколение женщин (не общалась там с мужчинами), никогда не посещавших школу. В их паспортах вместо подписи стоит чёрточка, буквально. Но их дети уже ходят в школу, и ситуацию оказалось легко развернуть, просто предоставив школьный автобус.
Как правило, отец занят (или в другой стране на заработках), а мать не может сопровождать ребёнка в школу - у неё на руках малышня (или она в другой стране на заработках). На общественный транспорт к тому же нужны деньги, если ты хочешь быть уверен, что ребёнок доедет до конечного пункта. Но и с билетом такой уверенности нет, постоянные читатели помнят историю из моего ЖЖ, как девятилетнюю цыганскую девочку какие-то веселящиеся подонки кинули на перрон из набирающей скорость электрички. А то чо она.
Известно, что в неблагополучных районах всего мира именно девочек особенно боятся отпускать в школы пешком. Везде, где школа присылала транспорт или появлялся бесплатный общественный транспорт, вроде канатной дороги в фавеллах, посещаемость местных школ значительно возрастала.
Иногда во время ДЦИ, наоборот, школа приходила к детям. Это караван-школы, которые утром приезжали к стоянке и уезжали вечером, и это начальные школы, которые ставили в российских таборах за свой счёт жители таборов. Хотя второе не считается, Россия в программах ДЦИ не участвовала.

Напомню, что это - продолжение предыдущего поста про цыган и образование.

Recent Posts from This Journal


  • 1
Спасибо, очень интересно.

спасибо, Лиля.
я все читаю, очень интересно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account