Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Category:

Бубен и Египет, или история бубна, часть 2

Хотя в девятнадцатом и двадцатом веке туристов, приезжающих в Египет, чтобы прикоснуться к тайнам прошлого, заверяли, что танцы с бубном происходят от древних мистерий, где бубен изображал солнце, археологи не нашли подобных изображений. Жрецы в Египте играли на лютнях и до Нового Царства изображений бубна не видно.
А вот в Новом Царстве танцовщицы уже выступали, подыгрывая себе перкуссионными инструментами - бубном или кастаньетами (которые выглядели похожими скорее на мини-трещотки, чем на те кастаньеты, к которым мы привыкли). При этом в танце много крутились и изгибались.
Кстати, неясно, что за бубен использовался древнеегипетскими плясуньями. Может быть, просто плоский барабанчик. На рисунках незаметно никаких звенящих элементов, но они могут быть спрятаны и за мембраной.

В любом случае, бубном пользовались только женщины и возник он словно ниоткуда. Это удивительно тем, что в музыке египтяне были крайне консервативны, принципиально избегали заимствования инструментов и, особенно, мелодий, притом, что у них самих охотно заимствовали музыку греки. Может быть, бубен был изобретён, либо заимствован у нубийцев или гиксосов (племя, которое, предположительно, входит в число предков арабов и которое постоянно завоёвывало часть Древнего Египта). А может быть, до того, как выйти на сцену, бубен использовался в каких-нибудь не афишируемых чисто женских ритуалах. Когда в этнографию пришли учёные-женщины, выяснилось, что многое из повседневной и ритуальной женской культуры не фиксировалось нигде авторами-мужчинами - какой бы цивилизации это ни касалось - и не записывалось самими женщинами, а потому ускользало от внимания исследователей.
В современном Египте, примерно с девятнадцатого века, танцовщицы использовали (иногда всё ещё используют) рик. Он похож на европейский тамбурин, но диски в ободе намного крупнее и из бронзы, мембраны традиционно делается из рыбьей кожи (раньше был популярен скат, например). При игре на рике по нему больше стучат, чем встряхивают, в том числе - постукивают по дискам, благо с их размером это удобно. В танце с риком его часто держат фактически неподвижно, собственно, поэтому его танцовщицы и не любят - он отнимает возможность разнообразить танец движениями рук.
Музыкант, играющий на рике, может разнообразить свою игру встряхиванием над головой или ударом по колену, даже без танца.

Это инструмент арабов, но не гавази, египетских родственников цыган. Гавази танцуют с пальчиковыми цимбалками, иногда - с европейскими кастаньетами. Иногда у мужчин в оркестре в руках можно увидеть простой плоский барабан, по которому бьют пальцами примерно как по дарбуке. Очень редко бывает подобие дафа или европейский тамбурин.

Продолжение следует
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments