Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Цыгане: феномен отрицания

Утверждение, что цыгане не народ, существует если не с восемнадцатого, то с начала девятнадцатого века точно. У меня нет библиотеки под рукой, так что моё расплывчатое утверждение звучит недостоверно, оно явно требует отдельного подтверждения. Я это осознаю в отличие от большого количества весьма активных интернет-пользователей, а то и общественных деятелей, мелькающих в теле- и радиопередачах. И никто на фразе “Нет такого народа – цыгане” не смеется, все с умными лицами слушают.

Вот интересно, специалисты по народам – этнологи – считают, что есть такой народ, и могут привести признаки этноса, по которым можно их утверждение проверить. Отрицатели всегда, даже при прямом запросе, приводить обоснование своему мнению отказываются, ссылаясь на замечательный универсальный аргумент “всем же понятно”. Всем, кроме учёных и самих цыган. Но что могут знать о цыганском народе те и другие, верно?

К слову, с недавних пор, с конца семидесятых годов, цыгане выросли самосознанием от этноса до нетерриториальной нации. У них теперь есть флаг и гимн. Интернет, возможность с его помощью без труда связаться с огромным числом других цыган (в наше время мобильные телефоны есть почти у каждого даже в самых глухих цыганских посёлках), найти информацию по истории и культуре подняли национальное сознание и стремление рассматривать себя как единый во всём многообразии народ на небывалую высоту.

Но и задолго до интернета цыгане-эмигранты, оказавшиеся во Франции, Чехии, Венгрии, отлично признавали местных цыган такими же цыганами, даже видя и осознавая различия между народностями и племенами. Цыгане, в конце девятнадцатого века пришедшие в Россию из Молдавии и Румынии, вполне воспринимались местными цыганами как представители того же народа.

Итак, осознание себя народом есть, а народа нет. Для тех, кто хочет его отрицать, несмотря ни на какие факты.

Чаще национальности цыганам отказывали разве что в их языке. Совершенно серьёзно! И иные авторы прошлого, и всё та же толпа интернет-юзеров настоящего (и вне интернета, естественно, тоже) утверждают, что цыганского языка не существует. Основание приводится простое: наличие заимствованных слов из языков окружающих народов. Неплохой аргумент! Только приводить его вправе лишь тот, в чьём языке нет заимствований из немецкого (вроде лампы и шкафа), французского (вроде батона и компота), или английского (вроде клуба и футбола)… Вам не кажется?

На самом деле, с точки зрения лингвистов, наличие в речи заимствований и даже большое их количество не даёт возможности объявить какой-либо язык несуществующим. Цыганский сейчас считается единственным представителем индийских языков среди коренных европейских. Вероятно, что-то он содержит такое, помимо слов типа “телефоно” или “документо” (кстати, их русские аналоги имеют совершенно нерусское происхождение), что позволяет его отнести именно к индийским. В конце концов, не сошла же с ума добрый король Венгрии Мария Терезия, издав указ, запрещающий цыганам говорить на их языке!

Не могу не заметить, что положение цыганского языка сейчас напоминает ситуацию с итальянским того периода, когда ещё не был выбран основной литературный диалект. Если интересно, почитайте в Википедии, как ни дурно на неё, согласно общественному мнению, ссылаться.

Рядом с утверждением об отсутствии языка стоит отрицание цыганской письменности и литературы. Основание раз: восточные цыгане пользуются кириллицей, западные – латиницей, а могли бы, как армяне с грузинами, и свои буквы изобрести. Как всегда, зададимся вопросом: почему для русских нормально делить алфавит с сербами (они, кстати, пользуются равно как кириллицей, так и латиницей) и болгарами, для англичан – с поляками и итальянцами, и только цыганам надо выпендриться и срочно что-то изобрести? Правильный ответ: нипочему.

Основание два: цыгане не пишут на цыганском. Это утверждение требует подтверждения, и в таком качестве приводится довод – я, мол, никогда этого не видел. Но можно многого не успеть увидеть в жизни и всё равно оказаться не в состоянии не заметить развитие технологий и повсеместность интернета и телефонов. Если бы у цыган не было письменности прежде, теперь её развитие стало бы неизбежным: обмен смс-ками, сообщениями в соцсетях, электронными открытками и шутками происходит на родном языке. На самом деле, до интернета так же, на родном, писались письма, сочинялись песни и разных жанров литературные произведения. Первая запись на цыганском относится к семнадцатому веку и сделана в сугубо практических целях: музыкант написал над нотами слова песни. Дело происходило в Венгрии, и добрый король Мария Терезия ещё не успела как следует реализовать свой указ о запрете говорить на цыганском.

Основание три: книги на цыганском непросто найти и купить, если их существование вообще возможно. Да и своего Пушкина пока среди цыган не родилось. Значит, литературы не существует. Ну, что поделать, цыганская литература действительно находится на иной стадии развития, чем русская, пережившая Достоевского и всесоюзные диктанты – на допушкинской. Представьте себе, и русскую литературу некогда было непросто купить. И французскую. Какую угодно. Нормальный этап развития. Но, между тем, то, чего нет, развиваться не могло бы.

Гораздо сильнее задевает цыган отрицание их религиозной и этнической идентичности.

Долгие годы все, кто вообще обращал на вопрос веры внимание, принимают как аксиому, что цыгане – нехристи и язычники. Это утверждают почти все, кроме священнослужителей, которые цыган исправно крестили, венчали и провожали в последний путь. Откуда же были столь твёрдые познания о религиозной жизни цыган у господ писателей и иже с ними? Может быть, они проводили полевые исследования или опрашивали цыган лично? Нет. Обращались за консультацией к священникам, имевшим с цыганами дело? Тоже нет. Источник их осведомлённости был тот же, что у нынешних любителей рассуждать в интернете о чём угодно с грандиозным апломбом: “я так думаю", “все же знают” и “ ну, понятно же”. Удивительно, что обычно наука пренебрегает столь весомыми аргументами. Не может же столько людей прибегать к ним просто из воинствующего невежества!

Некоторые отрицатели находят в себе силы на поиск обоснования своей позиции, и оно оказывается таким: цыгане ведь суеверны. Верят в призраков, плохие приметы, сглаз. По такому признаку, однако, придётся признать нехристианскими все народы. Основная масса христиан помимо того, что написано в Библии, верит кто в домовых, кто в гадания, кто в наведение порчи.

Отрицание национальной идентичности среди цыган тоже имеет место. Как только какой-либо представитель этого народа или их группа в чём-либо не соответствуют стереотипам отрицателя, они объявляются нецыганами, ненастоящими, или даже не существующими. Рассуждения при этом выглядят шизофренично: “Все цыгане не работают, значит, те цыгане, что работают, не являются цыганами, а раз они не цыгане, следовательно, все цыгане не работают”. Цыгана, невзирая на его идентичность и соблюдение им какой-либо бытовой культуры, вписанной в родное сообщество, могут объявить нецыганом на основании, например, получения образования. И это при том, что образование в России сейчас всеобщее: без начального не остаётся никто, среднее получает большинство. Что же, в России совсем цыган нет?

Повсеместным, если судить по кликушам в интернете, является отрицание цыганской истории, культурного вклада, а традиционно ещё (вспомним хотя бы Пушкина, и это был человек, любивший цыган!) наличия правил и законов, регулирующих поведение.

Например, мобилизация во время Великой Отечественной Войны была всеобщей и проводилась даже в кочевых таборах. Военный архив полон сведений о бойцах-цыганах, от рядовых и разведчиков до лётчиков и артиллеристов. По материалам архива вкупе с воспоминаниями родственников фронтовиков, к слову, выпущена волнующе-интересная книга “Цыгане: вооружённый отпор”. Вы найдете там записи о сослуживцах цыганской этничности в воспоминаниях русских и прочих участников войны. Однако при упоминании геноцида цыган нацистами обязательно раздадутся голоса: “Ну и воевали бы с Гитлером, а то у вас только Будулай воевал, и тот – книжный персонаж”. Хотя сам автор, создавший Будулая, рассказал, что прообразом героя был реальный, встреченный им цыган-разведчик. И в книге неслучайно цыган-фронтовиков двое: писатель показал, что Будулай исключением не являлся.

Исторически цыгане занимались различными ремёслами (тем же кузнечным делом, но в целом список куда обширнее), пахали землю за постой – тому остались многие свидетельства нецыганских очевидцев. Но и это отрицается, и даже обоснования не нужно.

Цыганская народная музыка и музыка цыганских академических композиторов, джаз, рок-н-ролл, рок. Куда ни глянь – цыгане, ставшие в своей области легендами, их творчество влияет на развитие жанров. Именем Михаила Эрденко, не только виртуоза и композитора, но и вундеркинда, названа в России премия для юных скрипачей. Джанго Рейнхардт, Лаци Олах, Мансанита, Ронни Вуд, Маришка Вереш, Валентина Пономарёва, Дьёрдь Циффра, группа Gipsy Kings – по тому, какое из этих имён знакомо читателю, в большинстве случаев можно определить, каким музыкальным жанром он увлечён. Музыка кажется неоспоримо доминирующей сферой цыганской культуры, их присутствие в ней очевидно. Представьте, отрицают и это.

Как видим, список вышел впечатляющий, настолько, что и правда задаются вопросом: а были ли в человеческой истории какие-то цыгане? Не может же так отрицаться всё возможное у реального народа?

По счастью, были, есть и будут. Сколько ни отрицай, а они живут себе, и будут жить.

------

Оригинал моей статьи лежит здесь:
https://storia.me/@gipsylilya/tsygane-fenomen-otritsaniya-2w3z1v
Tags: бэкап
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments