Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Вот кстати мысль

"Много лет назад в сборнике статей одной известной в то время журналистки мне попался рассказ о тринадцатилетнем мальчике из Елабуги, который написал письмо в редакцию газеты, потому что не знал, как связаться напрямую с профессором Аникстом – у мальчика возникли к нему серьезные вопросы по поводу некоторых малоизвестных переводов «Фауста» :) В редакции мальчиком заинтересовались, попросили написать о себе – как учится, чем увлекается, какие еще стихи любит? Тот ответил обстоятельно: любит многих поэтов, например, Фета и Цветаеву, пытается переводить Цветаеву и Пастернака на татарский, а Тукая на русский, пишет стихи, сонаты и симфонии, готовится поступать в консерваторию… Родители – инженеры и в его увлечениях не очень разбираются, но во всем поддерживают. Письма были симпатичные, написаны просто, без рисовки. Были в них и стихи – довольно взрослые, без обычных дилетантских огрехов. Собственно поэтическими достоинствами, как мне показалось, особенно не блиставшие. Впрочем, некоторые знаменитые поэты в этом возрасте определенно писали хуже.

В общем-то, все это было очень похоже на феномен «ложного вундеркинда», о котором тогда много писали – мол, такие дети опережают в интеллектуальном развитии сверстников, подают надежды, взрослые их поощряют, тянут изо всех сил вверх, ждут все новых и новых достижений – а потом быстрый рост вдруг останавливается где-то на среднем уровне, сверстники бывшего вундеркинда стремительно догоняют и перегоняют, а он-то готовился к судьбе гения, и теперь никак не может смириться с тем, что он такой же, как все. А виноваты родители и учителя, которые из самого обыкновенного, просто чуть быстрее развивающегося ребенка раздували невесть что. Сейчас это называется более спокойным термином «ранняя общая одаренность» и по-прежнему считается явлением скорее нежелательным. По тем же причинам: никакого гения из такого ребенка, скорее всего, не выйдет, а жить как обычный, средний человек он тоже не умеет – привык быть особенным, выделяться, гордиться своими успехами, в которых в самих по себе ничего выдающегося и не было, если отвлечься от возраста. Ну, научился человек читать в два года – а теперь ему восемь, и вокруг уже все сверстники читают не хуже, и чем ему теперь выделиться? Некоторые психологи решительно рекомендуют все увлечения «не по возрасту» тормозить и пресекать – пусть ребенок занимается тем, чем в его годы положено, а не вбивает себе в голову блажь. Вариант, что у вас растет гений, статистически крайне маловероятен, а если не гений, значит, как все. Вот и учите его быть как все, пока не поздно, а то потом труднее вписаться будет.



Я потом долго думала – а правда, интересно, что из него вышло, из того одаренного подростка, который писал Аниксту? Очевидно, не какой-то всемирно признанный гений, иначе имя было бы уже на слуху. Значит, неудачник, которому пришлось как-то смириться со своей обыкновенностью и жить скромной, незаметной, средненькой жизнью – или не смириться, превратиться в озлобленного графомана и винить весь мир в том, что не смог оценить его несуществующую гениальность?

В статье мальчик был назван подлинным именем и фамилией. Плюс Елабуга, плюс Казанская консерватория… По таким данным сейчас найти человека совсем не трудно.

Нашла. Ну, в общем, примерно то, чего и следовало ожидать. Поэт, музыкант. Преподает в Свободном университете Берлина. Журнальные публикации, сборники, переводы с нескольких языков, концерты…

Это средний уровень? Не средний? Как все? Не как все?

Когда из вундеркинда вырастает обыкновенный профессор – это очень печально? :))

И правда ли, что идти не в ногу позволено только самым выдающимся гениям?

Я знаю таких детей (сама какое-то время была среди них), которым все детство твердили: не заноситесь, это сейчас вы в чем-то опережаете свой возраст, потом это вам еще горько аукнется, когда другие вас догонят и перегонят. А вы зато сейчас, пока сидите за взрослыми книжками, что-то там сочиняете и занимаетесь какой-то еще непонятной сверстникам ерундой, упускаете гораздо более важное, без чего потом нормальной, обыкновенной жизнью жить не сможете. В три-четыре года надо не книжки читать, а куличики лепить. В двенадцать – не переводы «Фауста» сравнивать, а «Ласковый май» слушать (с поправкой на время – «Сумерки» смотреть). Это все важные этапы, которые нужно пройти в положенные сроки, как следует, с полной отдачей. Иначе так и останетесь потом ущербными. Как все, только хуже. А те, кто развивался нормально, уйдут далеко вперед и будут гораздо успешнее и счастливее. И вы могли бы быть такими же, если бы родители не поощряли вашу блажь и не вбили вам в голову, что вы какие-то особенные, не такие, как все.

Все мы выросли. Все давно живем более или менее обыкновенной жизнью (гениев в моем окружении действительно не было). Насколько я знаю, эти прогнозы в ста процентах случаев не сбылись: никто никого не догнал и не перегнал.

Я тоже не могу сказать о своих нормальных одноклассниках, что все они догнали и перегнали меня. Вовсе не потому, что добилась чего-то выдающегося. Я-то, кажется, и до среднего уровня не дотянула. Но это мой средний уровень. Никто из тех «нормальных детей», на которых мне тогда полагалось равняться, меня на пути к нему так и не перегнал и перегнать не мог, как, впрочем, и я не перегнала их, потому что мы с самого начала шли разными дорогами. И если бы меня удалось в свое время заставить идти со всеми, чтобы не «опережать возраст» в чем-то одном и не отставать в другом, мне вряд ли было бы легче «смириться со своей обыкновенностью», потому что это была бы уже совсем другая обыкновенность, к которой я, вероятно, гораздо хуже приспособлена. Могла бы и не смириться в этом случае. Так тоже бывает.

Как все я была, как все. Просто мне свои все очень поздно встретились. Но если бы из меня чуть успешнее делали «нормальную», я бы с ними вообще разминулась.

На самом деле еще вопрос, что травмирует «несостоявшихся вундеркиндов» – сам факт, что большинство из них так и не дотягивает до Эйнштейна, или то, что любое более или менее заметное опережение в чем-то (то же пресловутое раннее чтение) со стороны почему-то воспринимается как самонадеянная заявка на будущие гениальные свершения, а все, что на гениальные свершения не тянет – как позорный провал."

http://caballo-marino.livejournal.com/213487.html
Subscribe

  • Киты

    Киты засыпают стоя. Киты поют под водой. Цедят море густое. Жирный дают удой. Киты летают по небу. Я видела это в кино. По синему, синему небу,…

  • Хроники коммуны

    Все посты до 9 июля опять съел фейсбук. Остались только записи 4-8 июля, как мы на даче занимались с детьми. Выкладывать ли? 9 июля Девчонки с…

  • Художницы, которых культурный человек не может не знать

    1. Тамара де Лемпицка Тамара Гурвич-Гурская росла девочкой с амбициями, и смогла их воплотить на полную. Когда после революции она оказалась с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Киты

    Киты засыпают стоя. Киты поют под водой. Цедят море густое. Жирный дают удой. Киты летают по небу. Я видела это в кино. По синему, синему небу,…

  • Хроники коммуны

    Все посты до 9 июля опять съел фейсбук. Остались только записи 4-8 июля, как мы на даче занимались с детьми. Выкладывать ли? 9 июля Девчонки с…

  • Художницы, которых культурный человек не может не знать

    1. Тамара де Лемпицка Тамара Гурвич-Гурская росла девочкой с амбициями, и смогла их воплотить на полную. Когда после революции она оказалась с…