Top.Mail.Ru
? ?

Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Flag Next Entry
Вот кстати мысль
лытдыбр
gipsylilya
"Много лет назад в сборнике статей одной известной в то время журналистки мне попался рассказ о тринадцатилетнем мальчике из Елабуги, который написал письмо в редакцию газеты, потому что не знал, как связаться напрямую с профессором Аникстом – у мальчика возникли к нему серьезные вопросы по поводу некоторых малоизвестных переводов «Фауста» :) В редакции мальчиком заинтересовались, попросили написать о себе – как учится, чем увлекается, какие еще стихи любит? Тот ответил обстоятельно: любит многих поэтов, например, Фета и Цветаеву, пытается переводить Цветаеву и Пастернака на татарский, а Тукая на русский, пишет стихи, сонаты и симфонии, готовится поступать в консерваторию… Родители – инженеры и в его увлечениях не очень разбираются, но во всем поддерживают. Письма были симпатичные, написаны просто, без рисовки. Были в них и стихи – довольно взрослые, без обычных дилетантских огрехов. Собственно поэтическими достоинствами, как мне показалось, особенно не блиставшие. Впрочем, некоторые знаменитые поэты в этом возрасте определенно писали хуже.

В общем-то, все это было очень похоже на феномен «ложного вундеркинда», о котором тогда много писали – мол, такие дети опережают в интеллектуальном развитии сверстников, подают надежды, взрослые их поощряют, тянут изо всех сил вверх, ждут все новых и новых достижений – а потом быстрый рост вдруг останавливается где-то на среднем уровне, сверстники бывшего вундеркинда стремительно догоняют и перегоняют, а он-то готовился к судьбе гения, и теперь никак не может смириться с тем, что он такой же, как все. А виноваты родители и учителя, которые из самого обыкновенного, просто чуть быстрее развивающегося ребенка раздували невесть что. Сейчас это называется более спокойным термином «ранняя общая одаренность» и по-прежнему считается явлением скорее нежелательным. По тем же причинам: никакого гения из такого ребенка, скорее всего, не выйдет, а жить как обычный, средний человек он тоже не умеет – привык быть особенным, выделяться, гордиться своими успехами, в которых в самих по себе ничего выдающегося и не было, если отвлечься от возраста. Ну, научился человек читать в два года – а теперь ему восемь, и вокруг уже все сверстники читают не хуже, и чем ему теперь выделиться? Некоторые психологи решительно рекомендуют все увлечения «не по возрасту» тормозить и пресекать – пусть ребенок занимается тем, чем в его годы положено, а не вбивает себе в голову блажь. Вариант, что у вас растет гений, статистически крайне маловероятен, а если не гений, значит, как все. Вот и учите его быть как все, пока не поздно, а то потом труднее вписаться будет.



Я потом долго думала – а правда, интересно, что из него вышло, из того одаренного подростка, который писал Аниксту? Очевидно, не какой-то всемирно признанный гений, иначе имя было бы уже на слуху. Значит, неудачник, которому пришлось как-то смириться со своей обыкновенностью и жить скромной, незаметной, средненькой жизнью – или не смириться, превратиться в озлобленного графомана и винить весь мир в том, что не смог оценить его несуществующую гениальность?

В статье мальчик был назван подлинным именем и фамилией. Плюс Елабуга, плюс Казанская консерватория… По таким данным сейчас найти человека совсем не трудно.

Нашла. Ну, в общем, примерно то, чего и следовало ожидать. Поэт, музыкант. Преподает в Свободном университете Берлина. Журнальные публикации, сборники, переводы с нескольких языков, концерты…

Это средний уровень? Не средний? Как все? Не как все?

Когда из вундеркинда вырастает обыкновенный профессор – это очень печально? :))

И правда ли, что идти не в ногу позволено только самым выдающимся гениям?

Я знаю таких детей (сама какое-то время была среди них), которым все детство твердили: не заноситесь, это сейчас вы в чем-то опережаете свой возраст, потом это вам еще горько аукнется, когда другие вас догонят и перегонят. А вы зато сейчас, пока сидите за взрослыми книжками, что-то там сочиняете и занимаетесь какой-то еще непонятной сверстникам ерундой, упускаете гораздо более важное, без чего потом нормальной, обыкновенной жизнью жить не сможете. В три-четыре года надо не книжки читать, а куличики лепить. В двенадцать – не переводы «Фауста» сравнивать, а «Ласковый май» слушать (с поправкой на время – «Сумерки» смотреть). Это все важные этапы, которые нужно пройти в положенные сроки, как следует, с полной отдачей. Иначе так и останетесь потом ущербными. Как все, только хуже. А те, кто развивался нормально, уйдут далеко вперед и будут гораздо успешнее и счастливее. И вы могли бы быть такими же, если бы родители не поощряли вашу блажь и не вбили вам в голову, что вы какие-то особенные, не такие, как все.

Все мы выросли. Все давно живем более или менее обыкновенной жизнью (гениев в моем окружении действительно не было). Насколько я знаю, эти прогнозы в ста процентах случаев не сбылись: никто никого не догнал и не перегнал.

Я тоже не могу сказать о своих нормальных одноклассниках, что все они догнали и перегнали меня. Вовсе не потому, что добилась чего-то выдающегося. Я-то, кажется, и до среднего уровня не дотянула. Но это мой средний уровень. Никто из тех «нормальных детей», на которых мне тогда полагалось равняться, меня на пути к нему так и не перегнал и перегнать не мог, как, впрочем, и я не перегнала их, потому что мы с самого начала шли разными дорогами. И если бы меня удалось в свое время заставить идти со всеми, чтобы не «опережать возраст» в чем-то одном и не отставать в другом, мне вряд ли было бы легче «смириться со своей обыкновенностью», потому что это была бы уже совсем другая обыкновенность, к которой я, вероятно, гораздо хуже приспособлена. Могла бы и не смириться в этом случае. Так тоже бывает.

Как все я была, как все. Просто мне свои все очень поздно встретились. Но если бы из меня чуть успешнее делали «нормальную», я бы с ними вообще разминулась.

На самом деле еще вопрос, что травмирует «несостоявшихся вундеркиндов» – сам факт, что большинство из них так и не дотягивает до Эйнштейна, или то, что любое более или менее заметное опережение в чем-то (то же пресловутое раннее чтение) со стороны почему-то воспринимается как самонадеянная заявка на будущие гениальные свершения, а все, что на гениальные свершения не тянет – как позорный провал."

http://caballo-marino.livejournal.com/213487.html



  • 1

Альтернативой была бы жизнь в Елабуге преподавателем литературы. И это ещё неплохая альтернатива.
Мог быть убитым в 20 за то, что ботан.
Мог быть ранний алкоголизм и смерть в 36.
Так что всё у этого мальчика неплохо.


"Поэт, музыкант. Преподает в Свободном университете Берлина. Журнальные публикации, сборники, переводы с нескольких языков, концерты…
Когда из вундеркинда вырастает обыкновенный профессор – это очень печально?" - нифига себе, "печально"!!! Талантливый, реализованный. состоявшийся человек, который живёт полной жизнью, да ещё развивает других, несёт, так сказать, свет. Щаз заплачу, ага. Такая судьба - как надо судьба.

То же самое хотела написать.

тут еще место старта надо учесть. кого то папа-мама в консерваторию поведут, кому то дадут денег и пошлют за пивом. И те, кто стартует "из ямы",старутя "с горки" достигли бы большего.Не так?
Была же прекрасная цитата , кажется из сатирика Иванова-"талантам надо помогать, бездарности пробьются сами"

Вопрос не в этом, а втом, что при виде способного ребёнка общество вопит "будь гением, или ты ваще зря, лепи куличики!"

Общество -это кто? Вы,увидев талант у ребенка,не шлепаете же по рукам его. Всегда есть кто то рядом, кто может поддержать талант, или найти того, кто может поддержать.Я не встречалась с тем, о чем вы пишете , будто бы "общество вопит "будь гением, или ты ваще зря, лепи куличики!"" Всем всё равно. И слава богу.

Хм, я как раз очень столкнулась. Как, ты же в пять лет то, в десять сё, а чё сейчас, просто журналист, стишки пописываешь? Хмммм. Хмммм.
И всё детство прошло под знаком: "Ой, из неё Пушкин будет! (одни) Нет, такие дети вырастают никем и даже хуже, потому что Пушкин из них не получается (другие)". Таков мой опыт.

ну тоже нашла общество! такие люди и о Пушкине мало бы хорошего при его жизни сказали

Увы, но общество делается из большинства.

Я вообще к этому просто отношусь. Ребёнку полезно заниматься тем, что ему интересно. Потому что взрослому тоже продуктивнее заниматься тем, что ему интересно (пусть даже тема будет уже другая). Ну да, не всем свезёт, но не всем везёт и со здоровьем, например. Занятия интересным лучше развивают волю и настойчивость, потому что тут понятно, зачем напрягаться.

Один знакомый мальчик-вундеркинд, которого я в школе учила английскому и рисованию, абсолютно все усваивал с первого раза. Один раз скажешь - он все уже понимал и применял. Не помню, когда он научился читать ( он ещё мой дальний родственник), но ещё в глубоко дошкольном возрасте наизусть декламирова на рофном языке одну поэму целиком, а она довольно длинная. Стал обыкновенным профессором в Уфимском нефтяном инститите, или как он сейчас называется, не знаю. Институт довольно престижный, поступить не так-то просто вроде. Счастливо женат, двое детей, лысинка, пивной животик.
Наверно, чего-то достиг, учитывая, что родился в дыре и никто ему не помогал особо, это точно.

Я, наверно, меньшего достигла. Наверно, из-за лени, и, конечно, никто никогда ничем не помогал ни на каком этапе жизни. Родители, к-е хотели бы ребёнка-гения, должны ему помогать, особенно после школы.и ещё прикольно - чего бы я не достигла, совершила что-то немножко неординарного, то моя родня реагирует так будто ничего другого от меня не ожидала. Если бы я сразу получила Нобеля и Оскара, то тоже глазом бы не моргнули.:) И одновременно ещё куча народу знакомых настолько убеждены в моей никчёмности, что бурно удивляется каждой ерунде. Я много думала об этих двух подходах, и мне больше нравится реакция родни. Пусть лучше от меня ожидают экстраординарных поступков, чем твердят, что у меня ничего никогда не получится.

Люди разного уровня развития отличаются пропорциональностью воспроизводства и использования высокоразвитых и слаборазвитых реальностей, из последовательности развития человека и общества.
У развивающихся людей смелость возникает из наглости и затем над ней преобладает, осторожность возникает из трусости, бережливость из жадности, гордость из высокомерия, критика из оскорбления, уважение из обожания, ответственность из обязанности, увлечённость из азарта, воображение из фантазии, и т.д.
Слаборазвитые обыватели воспроизводят и используют преимущественно слаборазвитые реальности из начала последовательности развития, а высокоразвитые люди воспроизводят реальности=ценности преимущественно из конца последовательности развития.
Высокоразвитые люди могут использовать ЛЮБЫЕ слаборазвитые реальности, но в ОГРАНИЧЕННОМ виде.

"Как все я была, как все. Просто мне свои все очень поздно встретились. Но если бы из меня чуть успешнее делали «нормальную», я бы с ними вообще разминулась."

Вот это очень точно.
Просто из волшебника нельзя делать маггла. Каким бы он ни был, талантливым или нет, равняться ему на волшебников.

  • 1