Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Собор Парижской Богоматери - мюзикл не о любви. Ч.16

Сцена суда и пытки Эсмеральды имеет не только важное художественное, но и символическое значение. Хотя, взглянув на предыдущую, понимаешь, что вернее сказать: не только символическое, но и художественное, двигающее внешний сюжет и раскрывающее героев.





Итак, Власть-Мораль обвиняет Чужачку и Женщину, не играющую по правилам. Ах, нет. Священник Клод Фролло ведет допрос юной плясуньи Эсмеральды, никогда не имевшей фамилии. Он обвиняет девочку-подростка лет в первой любви... Нет, в покушении на убийство доброго парижанина и в проституции.

Чем же может быть возмущена Мораль? В традиционной парадигме у женщины есть три роли: Святая/Дева, которой нельзя вступать в связь ни с кем, Жена, делящая постель с одним, и Шлюха, не имеющая права отказывать никому. Эсмеральда по сути ни то, ни другое, ни третье. Она смела не лечь с одним, не являющимся мужем, в то время, как легла с другим, также не являющимся мужем. Последний поступок маркирует ее как шлюху, а значит, за первый она должна быть наказана. По временной шкале, последовательность действий непрямая (легла, была наказана, отказала), однако на уровне знаков это не имеет значения. Эсмеральда отказала Фролло потому, что была готова отказать ему в любой из точек сюжета.

Если кто сейчас слишком запутался, вернитесь на план внешнего сюжета. Фролло бесится от ревности, как он бесился с Гренгуаром, узнав, что поэт стал супругом цыганки.

В мюзиклах поющий персонаж почти никогда не поворачивается спиной к залу. Однако если он взаимодействует с другим персонажем, это обязательно показывается, через позу, через жесты, через мимику.

Фролло стоит к Эсмеральде спиной. Это подчеркивается расстоянием между ним и решеткой, за которой находится девушка. Ни одного движения не делает он во время своей обличительной речи, в то время, как Эсмеральда двигается и жестикулирует довольно активно, и взгляд ее почти постоянно обращен к собеседнику. Это она разговаривает, а Клод - нет. Он истукан, твердящий, а не говорящий, он глух, потому что хочет быть глухим. Его голос утратил интонации, Фролло вещает.

Обратите внимание, что он не только дознаватель и прокурор, но и судья. Это немного нарушает логику сюжета, но на уровне знаков абсолютно обоснованно.

== Эсмеральда! Вы обвиняетесь в том, что ранили капитана стрелков. ==

== Он ранен, а значит, жив! О, дайте не кинуть на него только взгляд!.. ==

== ... Вы навели на него чары, а затем нанесли удар ножом. ==

== Это не я, клянусь жизнью! ==

== Однако вы были одни с ним в постели. ==

Эсмеральда неуверенно вспоминает:

== Это адский священник, который меня преследует... Я все время вижу его в ночи. ==

Фролло начинает нервничать. Что делает имеющий власть обвинить, когда слышит в ответ обвинения? Обесценивает их:

== У этой девчонки бред, порожденный ее воображением! ==

Эсмеральда моментально улавливает страх Клода, она почти уверена, что...

== А он малость похож на вас, сударь! ==

Фролло прибегает к самому верному средству обесценить чужие слова. Он напоминает о статусе девушки и вместе с невидимым хором общественности высыпает на нее ворох ярлыков:

== Посмотрите на [дикий] огонь в ее глазах! Это же колдунья! Это же чужачка! Это же цыганка! Это же язычница!

В русском переводе полностью потеряно игнорирование субъектности Эсмеральды. Там хор затыкает ей рот, все-таки обращаясь к ней самой.

Истеричка, иноверка, иностранка... Можно забыть все, что говорит эта женщина, пока она не скажет то, что ей велено сказать!

== Признаете ли вы себя виновной в том, что вам вменяется в преступление? ==

== Это я - жертва! Признаваться мне не в чем! ==

Восклицание, которое я выделила, передает всю суть процесса.



== Пытать ее! Зададим ей вопрос, посмотрим, будет ли она тверда. Засуньте ее маленькие ножки в тиски и сжимайте! Сжимайте! Сжимайте!.. Признаете? ==

== Признаю... что люблю! ==

Кому интересно, что она сказала на самом деле? Нужное слово произнесено и с кровью выдрано из контекста.

== Развяжите ее. ==

== Душегубы! Душегубы! ==

== Девица из цыган, вы признали все свои чародеяния, признались в занятии проституцией и в покушении на Фебюса де Шатопера. Вы будете отведены босая, в сорочке, с веревкой на шее на Гревскую площадь, где вас повесят. ==

Странное обвинение указано в приговоре - занятие проституцией. Тем же самым занят практически весь "Лужок любви", но их в суд никто не спешит тащить. Дело тут не в лицемерии. В Средние Века в Европе проституция сама по себе не была наказуема. Другое дело - незаконная проституция, без выполнения всех строгих ограничений, ношений опознавательных знаков, приписки к "цеху" (борделю), без уплаты налогов. Иными словами, наказуемо быть шлюхой не по правилам.

Кажется, тем более, если ты не шлюха.

продолжение следует

Данный пост написан за пожертвования в пользу хорошего человека, попавшего в беду. Спасибо за неравнодушие!
Tags: эсмеральда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments