Пока поделюсь рецензией, раз уж случилась одна :)
От Тараса Витковского.
"Существует отдельный, я бы сказал, жанр - литература инаковости, или инакости. Опус, созданный в этом жанре, может быть фентезийным, может быть сугубо реалистическим - пусть различие в антураже и наличие или отсутствие магии вас не смущает. Если в центре повествования находится герой, который Не Такой, Как Остальные - вот это тот самый жанр и есть. Такой герой, конечно, гоним, не понят, страдающ и весь прямо лопается от морального и интеллектуального превосходства над окружающими. Повторюсь - не важно, является ли герой американским подростком в дурацкой шапочке, или, скажем, темным полуэльфом, вампиром, оборотнем, нужное подчеркнуть. Иногда в такого рода сочинениях инакие персонажи собираются в компанию унылых и стенающих приключенцев. Этот прием позволяет инаким персонажам интриговать, заводить в высшей степени нелепые любовные связи, выяснять отношения по поводу выеденного яйца и перебрасываться многозначительными репликами. Ну не с обычными же людьми этим заниматься, ведь с ними так скучно, да и не поймут, скоты.
Меня, как человека самого обычного, именно такого, как все остальные, оскорбляет этот жанр. Я обыватель. Инакого персонажа что в жизни, что в литературе мне хочется насильно умыть, причесать и отправить на принудительные работы. Не удивительно, что "Цыганские сказания" я начинал читать с некоторой опаской. Сочетание цыган с вампирами и оборотнями в условно-современном пространстве несуществующей страны казалось мне фатальным. Но почему чтение "Сказаний" стало праздником?
Инаковость персонажей Мазикиной не строится на противопоставлении всему остальному миру. Потому что описанный мир отвечает традициям названного региона. Его основа - борьба живого с неживым. Народные ли, авторские ли сказки, составляющие этот мир, все строятся по одному принципу: неживое, вурдалачье, осваивает, переваривает, превращает в себя живое, а живое сопротивляется, таится в подполье, оппозиционирует открыто или тайно. Потому инаковость персонажей воспринимается - как часть заданных условий, как предлагаемые обстоятельства - просто и органично. Впрочем, нежить бывает вполне симпатична, а живое порой оказывается вполне уродливым, как раз потому, что оно живет, функционирует. Важно понимать - противопоставление происходит не по принципу "добро и зло", а именно по "способу существования" относительно жизни и смерти.
Мир живет в языке текста. Противоборство живого и мертвого - живой язык "мертвых" легенд и вполне современный, полный неологизмов и потому "омертвленный" язык героини-рассказчицы, существующей в условном "здесь и сейчас". Главным конфликтом произведения я бы назвал именно это противоборство, которое подействовало на меня сильнее, чем сюжет.
Если автор простит мне такое сравнение, текст несет эти легенды в себе, как капельки живой крови, как дитя, которым беременна героиня.
Ну и, как я говорила, сюжет будет немного переделан.
- картина одного малоизвестного цыганского художника :) Роб Гонсалвес зовут