Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Собор Парижской Богоматери - мюзикл не о любви. Ч.5

Итак, Квазимодо рассказывает нам о том, как недостаёт ему любви, простой человеческой любви в жизни, как жизнь его исполнена насмешек, и задаёт простой, по-детски наивный вопрос Эсмеральде:

== Ты меня будешь любит теперь, Эсмеральда? ==

Это ещё не желание, не похоть. Ему не хватало любви отца и матери (он говорит об этом), и потому любовь Эсмеральды - это любовь кого-то, кто ещё совершенно точно не выказывал ему небрежения и притом ему нравится. Так заброшенный ребёнок в больнице спрашивает случайно познакомившуюся с ним посетительницу: ты меня будешь любить? Можно так? Посмотри, посмотри, я хороший - я покажу тебе сейчас лучшее в себе!

Арию Квазимодо обрывает появление Фролло, и так весьма раздражённого отвратительным празднеством (но не насмешками над Квазимодо, заметим), а теперь обнаружившим воспитанника в кощунственной роли Шутского Папы, да ещё и зачарованного цыганкой, одной из того отребья, что Фролло призывал прогнать с глаз долой. Фролло, кстати, единственный из персонажей, занимающейся раздачей ярлыков-обозначений налево и направо. Ну ещё бы, он - Власть-Мораль.

Итак, Клод отнимает у счастливого секунду назад Квазимодо папскую корону и выговаривает ему за интерес к Эсмеральде:

== Берегись! Эта девка - чужачка, цыганка, колдунья! Сучка! Обыкновенная кошка, животное, волочащее босые ноги по улицам. Смертный грех на неё смотреть! ==

Итак, из рядов человеков Клод исключает Эсмеральду так же легко, как чуть ранее - её соплеменников. Но на символическом плане он это делает не только из-за её принадлежности к Чужакам, но и за то, что она "сучка" - обычное, исторически установленное ругательство для женщин, как-либо выбивающихся из правил игры

== Стоило бы посадить её в клетку, чтобы она не опустошала души верных подданных Собора! Этим вечером мы выследим её на улицах и похитим. Мы заключим её в башне и научим вере в Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу! ==

== Проси меня, о чём хочешь, я сделаю для тебя, вё что хочешь. Ты же знаешь! ==

- покорно отвечает Квазимодо.

== Я сделаю для тебя, тебя, подобравшего меня, принявшего и накормившего меня, найдёныша, ребёнка, брошенного теми, кто постыдился показывать всем чудовище. Для тебя, у кого на глазах я вырос, для тебя, у кого на глазах я страдал, для тебя, кто меня защитил ото всех. Ты подарил мне счастье, сделав звонарём, ты научил меня говорить, читать, писать. Но я не знаю, как прочесть твои мысли. ==

Ого, какое перечисление благодеяний! Неудивительно, что Квазимодо из благодарности готов на всё. Только странные нотки у этой благодарности. Посмотрите на позу Гару, вслушайтесь в слова: Квазимодо говорит, как ребёнок родителя-нарцисса, который суров с ним и вместе с тем всю жизнь внушает благодарность к себе за всего-то естественные, с точки зрения человечности, действия. Фраза про мысли вообще наводит на стандартное родительско-садистское "ты должен был догадаться, что я так хочу!" - впрочем, она, скорее всего, ещё один знак приближающейся угрозы. Квазимодо ещё не знает, какая чёрная душа у его наставника. А пока мы видим, до сколь униженного состояния доведён юноша:

== Я принадлежу тебе всем своим существом, как никогда ни одна собака не любила своего хозяина ==

Точно так же, как сравнивал с животным, не-человеком Эсмеральду Фролло в прошлой арии, так сравнивает себя и Квазимодо, ещё один вытолкнутый из человеков. Позже мы увидим, что к подобному сравнению по отношению к себе прибегают и Чужаки.

Отношения Фролло и Квазимодо явственно символичны. Именно Мораль, один из ликов Власти, берёт на себя попечение об увечных - но взамен она диктует им условия, и это очень жёсткие условия. Традиционная Мораль ТРЕБУЕТ безграничной благодарности за помощь от беспомощного, ТРЕБУЕТ иметь только те чувства, которые ей угодны (так, например, повсеместен в европейской и российской культуре запрет на "нытьё", то есть разговор об испытываемой в данный момент боли, пережитом в связи с инвалидностью унижением со стороны окружающих, просто на плохое настроение, инвалид поощряется и считается "хорошим" исключительно когда "ни на что не жалуется, всегда улыбается" (правда, какая знакомая фраза? - ни одного позитивного рассказа про знакомого инвалида без неё нет)

Интересно, что в арии Квазимодо так же маркируется как ребёнок, его юность косвенно подчёркивается. Только по отношению к трём из персонажей подчёркивается юный возраст - Квазимодо, Эсмеральде и Флёр-де-Лис. Выглядит так, словно возрастом маркируется ассоциирующаяся с ранней юностью беззащитность.

продолжение следует
Tags: эсмеральда
Subscribe

  • ***

    С утра чуть не подралась с мужем. Рвали друг у друга из рук рубашку, в которой я хотела пойти на работу. С моей точки зрения, рубашка была красная. С…

  • ***

    Вук пытается голосом надиктовать роботу комментарий в интернете. - Съёбывают!.. Да не "сырьё добывают" гуси-то, а... съёбывают!.. Да не "всё бывает",…

  • ***

    Вук совсем долбанулся со своим 21 веком. Он все напоминалки (вплоть до списка покупок) делает голосом, всё в интернете ищет через окейгугл и...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments