Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Психоанализ по стихам и юзерпикам

Хорошо, давайте продолжим. Прежде всего, хотела бы поделиться своими наблюдениями о роли танца в Ваших стихах. Он не только предвещает смерть или сопутствует ей, он, очевидно, выполняет также роль молитвы или заклятья. В общем-то, это также связывает его со Страной Забвения. Да, танцу в Ваших стихах отведена роль первобытная, такая, какая была у него на заре цивилизации, когда танец был сакральным, магическим действом (о чем Вы, кстати, прямо упоминаете в "Пусть это будет кольцо" - "Пока исполняют танцы При храмах и при луне", "И каждый танец намного больше, чем танец").
Где мы видим у Вас упоминание танца?
Конечно же, "Табор плясал". Цыгане готовятся к смерти. Также явная параллель и с молитвой - "Кто-то уже молился За упокой души". Как песня в этом стихотворении - прямое продолжение плача маленького мальчика (дальше песня и плач даже объединяются в одной строке, "Вечер, от песни хмелен, Плакал в силках ракит"), так и танец - продолжение той самой молитвы за упокой души.
Да, я читала ваш комментарий о том, что эта сцена, танца перед смертью, взята Вами "с натуры", из историй цыганских расстрелов. Но почему именно она? Почему во всех стихотворениях, посвященных геноциду цыган, у вас упоминаются именно танцы (в "Иоганну Трольману" - "Он танцевал на ринге, Рождён был для танца", Талош играет чардаш) или струны (скрипка Талоша, "Под рукою смуглой Напевают струны" в "Райдо"). Почему вы выбрали именно такую сцену смерти среди сотен других (я помню, вы писали о том, как овчарки по кусочкам приносили матери-цыганке ее спрятавшегося трехлетнего ребенка - это же очен сильный эпизод, он вызвал бы в душах читателей столь же сильный по эмоциям отзыв). Очевидно, вас привлек именно танец как молитвенное действо, танец как ожидание смерти. Я так думаю.
Опять очень показательно то, что ЛГ "Уродилась" вы заставили умереть именно в танце, хотя оба ее прототипа погибли по-другому, одна сильно в возрасте, другая - на брачной простыне от страха (я правильно помню?).
В "Стреляйте, пока я танцую" ситуация уже примеряется автором на себя. Умереть в танце! Возможно, это то же самое, что умереть в молитвенном экстазе.
В "Юбке красной" танец сначала не кажется связанным ни со смертью, ни с молитвой. Про смерть, проступающую в этом стихотворении, я напишу позже, а пока - внимание на строчки: "И на площадь пойду плясать". Они отсылают нас, вместе с юбкой, к другому, более раннему стихотворению "НеКармен" ("Юбка моя красна", "Веришь, на площадях я танцую карму", "Площади, видел ли ты светлее храмы?"), где танец на площади (в красной юбке) уподобляется служению в храме, магическому языческому действу (танцевать карму!).
В "Имя мое" демоница танцует, прежде, чем умертвить своего собеседника. Очевидно, ее танец исполнен магии, призванной заворожить, обездвижить жертву ("Если ты хочешь дурмана, есть у меня дурман, Видишь, я как змея, здесь для тебя танцую"). Кстати, когда жрицы танцуют, они воплощают божество, которому служат; значит, и божества танцуют? Значит, танец Лилит опять имеет храмовый привкус.
"Танцовщица", на первый взгляд, как и "Юбка красная", кажется не связанной с темой молитвы-и-забвения (смерти). Нет никаких явных признаков, кроме легких аллюзий на опят ь ту же "НеКармен" (что показательно, на одном из Ваших сайтов стихотворение называется параллельно - "НеЭсмеральда"), руки - бронзовые (неживые) птицы. И - отрешенность ("Словно одна на острове Среди рыхлого моря болезненных, бледных лиц"). Полное впечатление того, что речь идет о жрице или даже более того, о существе мертвом (я вернусь еще к "Танцовщице" и "НеКармен", когда расскажу про босые ноги).
Завораживающе-тревожно стихотворение "Позвени", в котором танцует осень. Вроде бы ничего особенного. Осень-цыганка и осень-танцовщица - образы более чем широко распространенные. Однако у других этот образ связан прежде всего с яркостью облетающей листвы. У Вас осень обнажает безжалостно черные кости деревьям (вроде тоже о падении листвы, но как пахнуло смертью!). Листва разукрашена "в кровь алым плеском" (еще один более чем тревожащий образ, даже не из-за самого слова "кровь", а из-за возникающих образов - кровь плещет, а не течет, не изо всякой раны). Именно поэтому, говоря честно, последние четыре строки мне кажутся в этом стихотворении фальшивящими с их внезапными "дождинками".
В "Золотых струнах" ЛГ, пленница-птица, мечтает станцевать и умереть. Возможно, она видит эти два действия равнозначными. Возможно, Ваше подсознание их таковыми видит.
Джанго ("Джанго-джаз") танцует лихую венгерку перед носом гестапо - явное обозначение заигрывания со смертью.
"Лукавая", цыганка-танцовщица, заканчивает тем, что из-за нее умирает влюбленный в нее ЛГ.
Танцующая байлаора со страстью ассоциируется только в первых строках. Дальше вдруг осознаешь, что страсть ее - другого рода, не имеющая отношение к похоти. Она "бескостна" (как цыганские вампиры), улыбка у нее "недобрая, кровавая, голодная", как у "божков". Отчего ЛГ страшится прихода рассвета? Оттого, что прекрасный танец закончится - или оттого, что смерть в Вашем мире приходит на рассвете?
Я не знаю, связаны ли Ваши ассоциации вокруг танцев с Вашим же увлечением антропологией, или с какими-то личными ощущениями, испытываемыми во время танца (в Вашей "Луне, луне" Лилиана сообщает во время танца, что ее "нет" - продолжение поэтических образов или описание личного опыта, вот в чем вопрос). В любом случае, ассоциации эти более, чем очевидно, и вплетены в единую систему образов, из которой выпадают очень малое количество Ваших стихотворений.

Судя по скорости ответа, есть у меня нехорошее чувство, что человек не сомневался в моей слабости aka любопытстве и сел строчить сразу.
Надо было быть твёрдой и удивить. Да.
По крайней мере, без некрофилии обошлось.


Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

Tags: мои стихи
Subscribe

  • Качели. Древнегреческая трагедия

    Качаются качели во дворе за домом белокаменно-нарядным, и ветка надкачельно и надсадно скрипит, и взмахи коротки досадно - качели остаются во дворе.…

  • БОГИНИ СУДЬБЫ, О КОТОРЫХ МЫ НЕ ВСПОМИНАЕМ

    В индоевропейских культурах и тех, с которыми они исторически соприкасались и обменивались элементами, вопрос судьбы - прежде всего удел женских…

  • О чём не говорят маркетологи

    До недавних пор реклама чего угодно, иногда даже женской одежды или кухонной посуды, была ориентирована на мужчину. Потому что мужчины больше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

  • Качели. Древнегреческая трагедия

    Качаются качели во дворе за домом белокаменно-нарядным, и ветка надкачельно и надсадно скрипит, и взмахи коротки досадно - качели остаются во дворе.…

  • БОГИНИ СУДЬБЫ, О КОТОРЫХ МЫ НЕ ВСПОМИНАЕМ

    В индоевропейских культурах и тех, с которыми они исторически соприкасались и обменивались элементами, вопрос судьбы - прежде всего удел женских…

  • О чём не говорят маркетологи

    До недавних пор реклама чего угодно, иногда даже женской одежды или кухонной посуды, была ориентирована на мужчину. Потому что мужчины больше…