Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Category:

Мужская рифма: теория и практика

Я не буду пересказывать историю возникновения «пола» у рифмы. Я напомню только, как его определить: если рифмующиеся строки заканчиваются ударным слогом, то их рифма — мужская. Если ударный слог является в рифмующихся строках предпоследним, то она — женская. И это никак не связано с тем, какие больше предпочитают поэты разных полов. Кроме того, у рифмы, в отличие от человека, может быть ещё несколько видов пола, но о них — в другой раз.

Мужская рифма — рифма очень капризная. Её очень легко огрубить, опошлить, искалечить, поэтому работать с ней надо аккуратно.

Самые лучшие мужские рифмы — богатые и абсолютные. В первом случае в рифмующихся слогах совпадает всё: ударная гласная, предшествующая её согласная, последующая согласная или согласные:

ума — кутерьма, слон — поклон, топор — упор, судьба — мольба, сид — висит, рожь — хорош

Помните, что ориентироваться надо на звуки, а не на буквы, а они в русском языке на конце слова при отсутствии стыка с другим словом всегда оглушаются.

В абсолютной рифме совпадают предшествующая и последующие согласные, но ударная гласная рифмуется со своей смягчённой версией:

луч — колюч, раба — тебя, штанах — тенях, нот — мнёт, губЫ — руби

Если посмотреть внимательно, заметно, что именно в случае с мужской абсолютной рифмой ощущение насыщенности заметно уменьшается, если рифмующийся слог открытый, то есть — заканчивающийся на гласную. Вот и пошли, так сказать, капризы.

Неплохая рифма обычно получается, если рифмующиеся слоги отличаются на одну согласную, будь то предшествующая или последующая (одна из последующих):

лес — лезть, кулон — стекло, жупан — хулиган, томат — тюрьма, мир — не томи, окно — стеной

Да, полугласная «Й» в стихотворении обычно идёт за согласную.

Однако описанный приём приводит к заметно худшим результатам, если ударная гласная смягчена или добавленная/отнятая/заменённая последующая согласная относится ко всяким «шипяще-свистящим» (Ж, З, С, Ц, Ч, Ш, Щ):

телА — палас, еда — карандаш, луч — на полу, мне — конец, визг — сподвиг, рощ — старо

Эти звуки очень любят привлечь к себе внимание. Однако и такую рифму можно заставить звучать насыщенней, добавив совпадений согласных в предшествующих слогах:

карандаш — ерунда [РНД], палас — купола [ПЛ], мороз колюч — расколю [РСКЛ], сто колец — на стекле [СТКЛ]

Точно так же можно обогатить и абсолютную рифму в случае открытого слога. Сравните:

губЫ — люби =и= губЫ — губи
раба — тебя =и= раба — грубя

Если количество совпадающих предшествующих согласных увеличить и добавить совпадающие предшествующие гласные, да и вообще аллитерации и ассонансов между рифмующимися словами и в ближайших частях строка, то можно сделать красивой и мужскую ассонансную рифму, которая сама по себе смотрится исключительно убого.

Сравните:

гордА — луна =и= гордА — дорогА
полна — рука =и= полна — полкА
тома — себя =и= тома — тона

Интересно, что в таком случае предшествующая «шипяще-свистящая» согласна стоит пары-тройки любых других:

возьму — мазню, лежмя — рожна, казню — ко злу

Кроме того, похоже, что одни звуки лучше стоят в парах как предшествующие согласные ударного слога, чем другие, и делают рифму ещё насыщенней в сочетании с указанными выше приёмами. Это, например, В и Б (лбы — львы), М и Н (сны — сомы), П и Б (толпы — столбы), Ж и Ш (дыши — держи), Л и Р (иглы — игры). Однако, ощущение насыщенности не появится, если у этих согласных будет разная твёрдость (сова — себя)

За примерами можно обратиться и к лирике Беллы Ахмадуллиной:

И лавочка в старинном парке
бела вставала и нема,
и смутно виноградом пахли
грузинских женщин имена.

(«Грузинских женщин имена»)

Я ей вовеки соблюдаю верность,
пишу стихи у краешка стола,
и все-таки меня снедает ревность,
когда творят иные мастера.



Когда возводит красную трубу
печник на необжитом новом доме,
я тоже вытираю об траву
замаранные глиною ладони.

(«Чужое ремесло»)


Что же делать, если чувство звука ещё не развито, и стихотворение «написалось как написалось»? Попробуйте выписать неудачные рифмующиеся слова и к каждому из них наугад подобрать десяток-другой удачных рифм. Одна из этих новых рифм может вызвать нужный поток ассоциаций, которые останется только записать строкой, выражающей вашу мысль так же или даже более точно.


п.с. Не знаю, писать ли этюды или тут нет спортивного интереса :)
Tags: поэтиццкое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments