Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Category:

Миражные рифмы

Написала для одного мастер-класса в поэтическом сообществе вконтакте такой вот текстик по видам рифм, которые я называю "миражными". Переношу сюда, вдруг кому-то интересно.


Что такое классическая рифма, каждый из нас себе хорошо представляет. Однако иногда художественная задача требует — или душа просит — нестандартных приёмов. В качестве одного из них может быть нестандартный тип рифмы. Мне таковых известны четыре: полурифмы, визуальные рифмы, близкие к ним консонансные рифмы и близкие родственник рифм классических — ассонансные.

Полурифму технически построить очень просто: окончание одной рифмующейся строки должно быть длиннее другой ровно на один слог, и рифмоваться должно всё как обычно, кроме этого «хвостика». Насыщенность полурифмы является обычным предметом спора гурманов: одни уверяют, что она вкуснее именно в обеднённом виде, другие, напротив, ратуют за чеканность рифмующихся частей.
В примерах и образцах выглядит так:

перчатка — печать, дрянь — пряник, лассо — бессонный, солнце — сон

По природе полурифмы очевидно, что стихотворение, написанное на ней, будет чередовать рифму женскую и мужскую или дактилическую и женскую и что самый удобный способ рифмовки с ней — парный.
Вот как это может примерно выглядеть (мой этюд, специально для этого МК):

Старый месяц, бледный, будто труп,
по-цыгански крепко курит трубку;
опустив до моря белый трап,
вверх к себе манит сбежать арабку,
деву с ликом бронзовой луны —
разве ей к лицу хиджаб унылой
смертной жизни? Сонная волна
изготовилась и только ждёт сигнала.

Впрочем, целые стихотворения на полурифме пишут очень редко, предпочитая вставлять её в качестве акцента.

Визуальную рифму, как считается, придумали британцы. Это рифма, основанная на визуальном совпадении окончаний слов (обычно только последнего слога) и отсутствии при этом реального насыщенного созвучия (но неизменно — присутствии обеднённого, поскольку буквы всё же обозначают звуки). Кроме британских поэтов, эту странную рифму используют рэперы всех стран. Ни одного стихотворения, созданного полностью на визуальной рифме, я не видала, рэперы же добавляют её как своеобразную приправу в тексты, зарифмованные самым обычным способом.
Образец такой рифмы:

пОлной — лунОй, рудА — прАвда, стУлья — жульЯ, тайнИк — тОник, прЕлести — плестИ

Такая рифма может звучать очень интересно, если её подкреплять аллитерацией или ассонансом рифмующихся слов.
Специально для мастер-класса я расстаралась на эксперимент и сочинила этюд уже на визуальной рифме.

Не спрашивай, как я сюда проник,
не бойся, я твой преданный сторонник!
Взгляни на руку мне, как радостно горит
мой перстень — пусть тебя он подзадорит,
ведь он — подарок твоего отца,
достойного и славного гасконца
и дяди моего — о, сирота,
теперь ты под защитой Ланселота!

Да, глядя на этот экзерсис, понимаешь, почему визуальную рифму используют именно как приправу, а не основной ингридиент :)

Родной сестрой визуальной рифмы является рифма консонансная, основанная на совпадении согласных вокруг ударных гласных и различии самих ударных гласных. Как и обычная рифма, она может быть разной степени насыщенности. Вот насыщенная консонансная рифма:

морОза — репрИза, шАпка — ошИбка, гОры — уйгУры, двЕри — твАри

Насыщенная консонансная рифма — преимущественно женская, реже — дактилическая (поскольку тогда её труднее подобрать) и почти никогда — мужская, поскольку мужская консонансная рифма требует дополнительной поддержки звукоиграющими поэтическими приёмами.
Ненасыщенная консонантсная рифма не бывает мужской, поскольку в таком случае в ней исчезает всякая интересность. Вот примеры женскийх ненасыщенных консонансных рифм:

гОре — мегЕра, твАри — вЕрит, лАпоть — лУпа

Очевидно, чтобы стихотворение на ненасыщенной консонансной рифме «звучало», эта рифма должна быть подкреплена и другой игрой звуков, например, аллитерацией.
Если посмотреть вновь на мой этюд о месяце и арабке, можно заметить, что, в то время как смежные строки стихотворения соединяются полурифмой, есть и перекрёстная рифмовка консонансной рифмой:

труп — трап, трубку — арабку — насыщенная консонансная рифма
луны — волна, унылой — сигнала — ненасыщенная консонансная рифма, первая подкреплена аллитерацией

Оба вида рифм довольно нестойки, миражны, но, сочетаясь, начинают подкреплять друг друга, придавая стихотворению очень своеобразную гармонию.

Наконец, я хотела бы поговорить и об асонансной рифме — основанной на идентичности ударных гласных рифмующихся строк и различии следующих за ними гласных. В насыщенной асонансной рифме совпадают не только ударные гласные, но также идущие далее гласные и предшествующая согласная:

туманный — крахмалы, банда — собака, сироты — короны, перчатка — Лючана

В ненасыщенной асонансной рифме могут не совпадать предшествующая согласная и/или последующие гласные:

розы — колонны, двери — постели, кофе — жаркОго, трАвы — тиранят, знамя — мало, руки — пуля

Обычно такая рифма остро нуждается в поддержке другими звуковыми приёмами.
Кстати, в испанской поэзии асонансная рифма считается как раз классической и благородной, а точная — народной, грубой.
Асонансная рифма почти всегда — женская, редко — дактилическая, и только у неумех без чувства вкуса либо новичков — мужская.

Если мы обратимся опять к моему этюду с проникшим сторонником, мы увидим, что смежные строки в нём сочетаются визуальной рифмой, при этом в стихотворении есть также перекрёстная асонансная рифма, везде ненасыщенная:

проник — горит, сторонник — подзадорит, отца — сирота, гасконца — Ланселота.

Это ещё один пример того, как миражные рифмы поддерживают друг друга.
В завершение не могу не отметить, что миражная рифма требует хорошего, твёрдого ритмического или силлабического скелета — написать хорошее стихотворение в более-менее вольном ритме и при этом с миражной рифмой почти невозможно.

Очень интересной разновидностью асонансной рифмы является рифма с чередующимися согласными:

схема — смеха, отрада — дара, кромка — каморка, ламы — малый

Такая рифма получается, что очевидно, путём перестановки согласных, стоящих сразу перед и сразу после ударной гласной и также может быть разной степени насыщенности.

Вот как это выглядит в стихотворении:

В спальне моей ночами бродит собака,
Чёрная псина, чернее священной Каабы.
Бродит и скалит клыки из-за шторы на лунный
Маленький диск, серебрящий окно моё снуло.

При работе с миражными рифмами стоит помнить, что даже самая насыщенная из них всё равно беднее даже приблизительной классической рифмы, не говоря уже о насыщенной и богатой классических рифмах, и потому они обычно плохо сочетаются в формах, отличных от псевдомонорима. И всё-таки их можно сочетать, если создать для них твёрдый рисунок рифмовки, например, чётные двустишия с классической рифмой и нечётные двустишия — с асонансной, или нечётные строки — с консонансной рифмой, а чётные — с классической.
Tags: мои стихи, поэтиццкое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments