Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Изюуууум!!! - или всякая разная символика в "Ручном белом волке"

Сильно разные по темпу и настроению, по замыслу «Луна, луна, скройся!» и «Волчьим шагом: время для сказок» составляют единое целое — повествование о женской инициации. Главной героине, Лиляне Хорват, необходимо пройти три ритуала. Один — чтобы стать из обычного человека «волком», существом, путешествующим между миром мёртвых и миром живых; этот обряд происходит до действия первой повести. Второй — чтобы стать из адептки жрицей; им первая повесть заканчивается. Третий — чтобы стать из «ребёнка» взрослой женщиной со всеми её правами и обязанностями. Этим обрядом заканчивается вторая повесть.

Как и в случае с первой повестью, «Время для сказок» повторяет описание прединициационного периода и переполнен символами — а что поделать, если я их страстно обожаю?

Итак, перед второй ступенью, обращением в жрицу, сегрегация инициируемой превращается в изоляцию. Эта изоляция продолжается почти до самого последнего обряда: сначала разум Лиляны оказывается обособлен, зависнув между мирами, затем она живёт практически безвыходно то в маленьком лесном домике, то в «снятой» для засады квартире, то в трейлере поихитителей, то в зачарованном замке, то в лесной избушке. Рядом с ней в эти моменты постоянно находятся только женщины, каждая из которых символизирует ту или иную инициацию, то или иное «я» Лиляны конечной: Люция — «волчица», Никта — жрица, цыганка Дина — взрослая женщина. Именно Дина сопутствует переходу Лиляны от пройденного второго ритуала к прохождению третьего, выхаживая её в лесном домике, словно повитуха, принявшая сначала ребёнка, а потом, обнаружившая его в тяжёлом состоянии, выхаживающая.

Конечно же, к инициации героиню готовит пращур — в его качестве выступает мёртвый жрец Марчин, троюродный дед Лиляны, теперь со стороны матери. Через саму инициацию же вновь проводит Ловаш Батори. На этот раз его «пращурность» я показывала не через звериные шкуры, а через рефреном повторяющиеся слухи о том, что он — её настоящий отец. Фактически, он и есть отец — не её, но её «духовного» двойника, девочки Агнешки, которая лицом — копия Лиляны, была зачата в том же доме и в тот же период, что она, и, в отличие от неё, умерла, не пройдя инициации, как должно умирать детское «я» инициируемого.

Марчин, как и Ловаш, не только «пращур», но и инициированный член общества: он жрец и он «рыцарь» — сабля на его боку и верный мёртвый скакун в этом смысле символичны.

Любая инициация — это в некоторой степени смерть, даже дефлорация. Неслучайно она сопровождается демонстрацией красной крови на белой ткани. Поэтому повесть наводнена символикой смерти. Здесь и всадник как таковой, и черепа в зачарованном замке, и сказка о князе Тёмного Леса, очевидно обыгрывающая сюжет Аида и Персефоны (и других богов смерти и их жён), и сама постоянная тема леса (который в сказках, как известно, является пространством смерти), и курганы, и колокол. Кроме того, героиня постоянно бродит по царству мёртвых и общается тоже в основном с мёртвыми: Марчином, Никтой, поэтом Лико.

Если первая повесть активно использовала сказки и поверья народов Балкан и Карпат, то во второй, чьё действие происходит на территории Польши и Литвы, используются более близкие русскому читателю европейские сказочные мотивы, в том числе специфически славянские и литовские. Заколдованные пояса на волколаках, Баба Яга, оружие, полученное из могилы, горошина под периной, ведьма, взбирающаяся в башню по золотой косе узницы, куколка, которую надо покормить, клубок-проводник, само выражение «волчьим шагом» — сюжеты и персонажи, знакомые каждому с детства, их не надо объяснять отдельно.

Про переодевания, «невидимость» и смену имени я говорила уже в прошлой статье, и нет смысла повторяться.

Остаётся только добавить: если девизом первой повести для меня было «Луна, луна, скройся!», то во второй стало – «Луна, луна, скрой меня».

***

Эта статья — не больше, чем справочник по символике, использованной в повести. Она интересна только тем, кто любит отыскивать спрятанные символы и не прочь себя проверить.

Белый волк - у славян - вожак волков, либо оборотень, либо леший в волчьем обличьи.

Ива — дерево луны. Богиня протягивает руку помощи своей подопечной.

Сабля в руке у Кристо — отсыл к образу рыцаря, намёк на то, что он свою инициацию прошёл уже полностью, он инициированный член общества.

Шимшир — имя, которое переводится как «самшит», растение, являющееся символом верности.

Тема проституции, всплывающая, когда Лико сообщается, с чем у испанцев ассоциируется слово «волчица», когда Лиляну принимают за проститутку и когда она уверяет Марчина, что ей пришлось проституировать для прокормления — отсылка к ритуальной проституции, через которую у некоторых народов должны были пройти девушки, прежде, чем выйти замуж.

Ладислав Тот — не могла не сделать его шефом аналога нашего КГБ, с учётом того, что древнеегипетский Бог Тот был богом мудрости и знаний. На самом деле, его фамилия переводится с венгерского как «словак», что, вместе с именем, делает очевидным, что он вовсе не венгр.

Серьги — как и в первой части, символ эротического влечения и способ кое-что узнать о персонажах как о мужчинах. Батори дарит серьги изысканные и дорогие и сам вставляет их в уши Лиляне, Марчин покупает ей совсем простенькие, хотя и из благородного металла, причём переборов её волю, Кристо дарит ко дню рождения серьги с жемчугом, который, как известно, является символом души, и вручает их, оставив на усмотрение Лиляны — доставать ли и надевать ли.

Жемчуг, кстати, является также «камнем» луны.

Цветы, которые Лиляна дарит Батори, Фрейд обязательно бы истолковал как желание отдать ему свою дественность.

Волосы — символ жизненной силы и отчасти сексуальности. Обрезание длинных волосы — лишение жизни и силы.

Проползание через каминную трубу — характерная для инициационных обрядов имитация прохождения через родовые пути. Вместо крови Лиляна вымазывается в саже. Вместо специально наносимых в процессе ран она просто ушибается.

Твардовский - фамилия знаменитого польского чернокнижника.

Вилкавишкас (Вылкавышки), Рув, Лико - название и имена с корнем, обозначающим "волк".
Tags: луналуна
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments