Зато в обзоре мне уделил пару ласковых слов!
{
Наконец, стоит отдельно сказать о работах, которые прочно стоят на историческом, фольклорном и этнографическом материале. Цыганскую тему развивали работы Марьям Таймазовой и Лилит Мазикиной, к истории сибирских племен обратился Алексей Грай, фактурный «Sanguis sanctus» Марины Ясинской заглядывает за рубеж первого тысячелетия н.э., в эпоху, предшествующую крестовым походам,
В финальной схватке сошлись «экзоты» - «цыганка» «Луна, луна, скройся» и «шумерец» «Бирит-Нарим». Фольклор оказался востребован и победно дошел до финала, что обьяснимо: управляться с таким материалом может только тот, кто основательно его изучил, проштудировал не один десяток источников, а плюс к тому обладает недюжинной фантазией, ведь описывать странствия солнечного вампира в междуречье Ефрата или повседневную жизнь девушки из цыганского табора - это совсем не то, что сочинять истории о школьницах, встретивших загадочного ученика в школьном коридоре. Близка к этой категории работ и «Длинная серебряная ложка», в трансильванский колорит переплетен с не менее экзотичным викторианским мифом.
Приятно отметить, что авторы ищут новые источники на широких просторах истории и мировой культуры, пускаются в такие «этнографические экспедиции» и путешествия во времени. ... Богатый материал, опора на исторические коллизии, украшение создаваемого полотна «фенечками» вроде шляпных лент, застежек камзола, карет, корсетов и пенсне всегда оживляет повествование, дает пищу для воображения и развлекает. География вампирского королевства осталась неизменной, это можно констатировать со всей определенностью. Почетное звание это по-прежнему удерживает Австро-Венгрия, вампирское сердце которой прилежно не бьется в Румынии. «Волколак», «Последняя любовь графа Дракулы», «Если бы нам рассказали о Карлатах», «Луна, луна, скройся», «Бал вампиров» и ряд других работ возвращают нас на «историческую родину» преданий о живых мертвецах, упырях и волколаках.
}
{
Великолепно создана атмосфера небывалого хронотопа (условно восточноевропейского и относительно современного), органично встроен в повествование цыганский колорит. И самый, наверное, большой плюс - отношения между героиней, полувампиром-получеловеком, и мужчиной, которым закономерно оказывается вампир. Трогательно-будничное и архаически-легендарное перемешано здесь в тех неуловимо-точных пропорциях, которые отмечают истинное произведение искусства. Эту прозу хочется пить маленькими глотками, растягивая удовольствие.
} - Фотина Морозова