<...>
...не особо придал значения фразе, что общество больно этим самым патернализмом. Но события пятницы, субботы и далее показали, что очень даже больно. В интернете, в многочисленных телефонных звонках слышалось одно – обвинение властей. Областных, городских, каких угодно. На них перекладывали все заботы и печали, винили в своих бедах… Большинству звонящих мне удавалось, если говорить терминами НЛП, «сломать шаблон». Тем более, что 90 процентов звонков было от женщин. Любые истерики по поводу «нет стёкол, мёрзнем, замерзаем» можно было парировать одной фразой – «а муж что делает?». А муж делает всё что угодно, но не вставляет окна – смотрит футбол, пъёт пиво, лежит на диване. И все ждут немедленной помощи, очень обижаются, что она не пришла сразу же после взрывов. И мало кому приходит в голову, что застекление 1500 выбитых рам – это минимум 15 000 человеко-часов работы без учёта поиска стекла, загрузки-разгрузки и подвоза. Сделать такую работу за несколько часов просто невозможно.
Мне казалось и до сих пор кажется абсолютно естественным, что любое ЧП такого огромного масштаба должно сплачивать людей. Люди должны и обязаны помогать друг-другу в таких ситуациях, понимать, что в условиях ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ситуации надо что-то делать и самим, чтобы помочь общему горю. Делать хотя бы для себя.
Порадовало, что два примера такого нормального, человеческого подхода я всё-таки видел. Значит не всё потеряно. Первый пример – мужики собрались с подъезда, сели в машину, поехали на дачу, разобрали теплицу, привезли стекло себе и соседям, вставили, сидят в тепле. Второй пример – подвезли «бюджетное» стекло, мужики вышли, взяли стеклорезы, организованно порезали и вставили себе и соседям. Без шума, паники, истерики и возгласов сидят в тепле. Жаль, что такие примеры не повсеместны.
Есть здесь и урок для власти. Людям мало общих обращений, они хотят чтобы власть разделяла их горе. Достаточно было бы всего несколько десятков чиновников «на местах» с «засвеченными» лицами, которые объясняли бы людям ситуацию по восстановлению постоянно, лично и на местах. Тогда истерик и патернализма было бы на несколько порядков меньше.
В этом плане показателен пример с цыганами, дома которых волею судеб стоят чуть ли не ближе всего к месту взрыва. Эвакуировались они самостоятельно, точнее эвакуировали женщин и детей. Наняли Газели, отправили их в Самару. Сами эвакуировались в гостиницы. Когда вернулись застали, как сами говорят, дома, пограбленные мародёрами. Впрочем, верить или нет этому – ещё вопрос. А вот то, что масштаб разрушений их хлипких жилищ огромный – факт. Материалов им не привезли, в то время как русским в округе раздали полиэтилен. Но обидело их не это – полиэтилен при своей организованности они нашли бы сами, а невнимание властей. Если бы к ним приехал хоть какой чин и просто поговорил на сходе, то все бы успокоились. Как говорит барон – «мы же тоже люди».
И вот этом «мы же тоже люди» и сидело в головах у всех, вызывая патернализм. Каждому хочется, чтобы его окружили заботой. Но в большинстве случаев было бы достаточно слов."
http://ulyanovsk.russiaregionpress.ru/archives/2583