Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Путешествия по стране Цыгании. Польские цыгане.

Польские цыгане острохарактерны тем, что частенько воспринимаются как недоделанная версия русских цыган. Доля правды в этом есть: предки русских цыган пришли к нам через Польшу, и до сих пор среди руска рома можно встретить фамилии типа Марцинкевич, Матусевич, Дулькевич, Вишневский, Дамбровский и так далее. Русский цыган относительно легко понимает польского цыгана — во всяком случае, значительно легче, чем румынского.

Опять же, в пользу этого восприятия идёт тот факт, что культура польских цыган напоминает культуру русских, но очень сильно не так развита.

И всё-таки, русские цыгане сами по себе, а польские сами по себе.

С чего следует начать, рассказывая о цыганах? Конечно, с музыки и танцев.

Музыка польских цыган, as far as I know, преимущественно скрипичная, а танец гораздо проще, чем у руска рома. По свидетельству Фицовского, парный танец польским цыганам неизвестен (как, впрочем, и русским), танцуют они сольно. Мужчины бьют дробь и обхлопывают себе ноги, женщины также бьют дробь, но мельче, потихоньку передвигаясь то в одну сторону, то в другую, и играют руками. «Цыганские танцовщицы сосредоточенное внимание обращают на игру ладоней и пальцев, собирая их, расправляя и создавая из них разные фигуры, знакомые нам из индийских статуэток. Одна из типичных фигур цыганского танца женщин следующая: по мере возрастания темпа мелодии движения рук становятся все более быстрыми, пока, наконец, в кульминационный момент не останавливаются и не опадают вниз, а плечи танцовщицы, при этом начинают дрожать, как в экстазе». В отличие от музыки и песни, танец так и не приобрёл статус серьёзного ремесла и до сих пор считается «детской» профессией, то есть пляшут за деньги дети и подростки.

Самый-пресамый повод гордости польских цыган, во всяком случае, в самой Польше — поэтесса Папуша и памятник ей. О Папуше принято рассказывать со слезой и умилением; сильно подозреваю, что личность её в глазах польских цыган значительно мифологизирована. Первое, что напишет другому цыгану польский цыган в какой-нибудь цыганской соц. сети или чате: «Ты знаешь Папушу?!» И потом будет картинно хвататься за сердце (потому что большинство цыган ни разу не знают Папушу) на тему того, как можно не знать величайшего цыганского поэта всех времён и народов. При всём моём уважении к этой замечательной женщине, но, по сравнению с той же цыганской литературой России и Украины, её творчество простовато. Возможно, я мало видела её стихов, кто знает.

Биографию Папуши я уже писала. Тихая задумчивая девочка средней внешности, не от мира сего. Решила научиться читать и писать и попросила об уроках одну еврейскую женщину. За каждый урок платила известным способом добытой курицей, за что была бита матерью и отчимом, когда такое расточительство вскрылось. В силу сочетания внешности и характера, успехом у парней не пользовалась и вышла замуж за цыгана лет на двадцать её старше, родственника отчима (точнее, её кое-как пристроили замуж). С мужем, правда, у неё наладилось: она сочиняла песни, а он музыку к ним, на арфе, кстати, и с этим номером они выступали в Одессе со своими всегда свежими шлягерами они и выступали в кабаках. В зрелом возрасте приобрела уважение соплеменников. А потом её стихи опубликовали в журнале в качестве довеска к статье о необходимости цыганам осесть; чуть позже и закон соответствующий вышел. Цыгане озлились, обвинили Папушу во всех грехах, как то: распутстве путём тайной переписки с мужчиной (цыгановедом Ежи Фицовским), разглашении цыганских тайн (цыгановеду Ежи Фицовски) и появлении того самого закона (надо понимать, тоже посредством цыгановеда Ежи Фицовски), официально объявили «осквернённой» (в отношении женщин эта процедура — крайняя редкость!) и выгнали из табора. Несчастная Папуша сошла с ума, так и умерла — в психбольнице. Пока в Польше издавали её стихи, печатали открытки с её портретом и коллекционировали марки с ним же.

Теперь польские цыгане кладут к её памятнику цветочки и проклинают цыгановеда Ежи Фицовски.

Что касается истории взаимоотношений польских цыган и поляков, то она трудна и напряжна. Самый первый закон об оседлости цыган приняли ещё во времена всяких там королей, и назначили плату полицейским за задержку «бродячих» цыган. В результате полицейские нехило нажились, хватая всех попадающихся цыган, цыганок и цыганят («ничего себе за хлебушком сходила», думала не одна осёдлая цыганочка, сиживая в сырой камере) и проводя их как а) «бродячих», б) взрослых (плата за детей была вдвое меньше). Я думаю, если посмотреть полицейскую отчётность того периода, то сложится впечатление, что всё цыганское население Польши было исключительно совершеннолетним и кочевым. Практика такая прекратилась только с захватом польских территорий оккупационными войсками Российской империи, каковой польские цыгане встретили с очень непатриотичным восторгом. Не заладились отношения и дальше: во время Второй Мировой, в отличие от советского населения, польское укрываться цыганам не помогало, и в результате численность их сократилась более, чем на две трети (если вам что-нибудь говорит слово «Освенцим»). Bad (ц).

Впрочем, во времена, когда Польша была страной соц.лагеря, цыганский образ в массовом сознании был позитивен и ассоциировался, в основном, с музыкальным искусством. Ну да, и с Папушей. Возможно, это советское влияние.

Что касается отношений с другими цыганами, то в общем и целом — номана-номана. Кроме одного исключения: цыган румынского происхождения. При виде их у польских цыган встают дыбом волосы на загривке и взгляд становится очень негодующим. Тому есть историческая причина, о которой обязательно расскажет Николай Бессонов в своей книге об истории цыганского криминала. Юноше К., обмолвившемуся об общении с юношей В. (которым доводился ему родственником!), нехило протёрли уши родители на тему «он тебя плохому научит, они, румынские-то, такие-сякие».

Вот, вроде и всё, что знала :)

П.с. Кэлдэрары в Польше, естественно, есть.

П.п.с. Польские цыгане водятся не только в Польше, но и в странах Балтии, и в России. Может, ещё где.

А позолотите ручку, драга мирэ, про греческих цыган расскажу!
Tags: цыгане
Subscribe

  • БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ

    по рисованию народного костюма русских цыган Москва Суббота 15 мая, начало в 14.00 Сразу после мастер-класса можно посмотреть десятки картинок на…

  • ***

    Девушка, девушка, куда вы идëте, Такая кудрявая, Такая чернявая? Куда вы несëте авоську - не донесëте, Жаль вас, милашек, Кокеток, кудряшек,…

  • Хроники коммуны

    1 апреля Злата пошла снова кровушку сдавать *** Андроид ходит по квартире и разговаривает голосом озвучки из игр. - Покорись мне, сковорода! И…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ

    по рисованию народного костюма русских цыган Москва Суббота 15 мая, начало в 14.00 Сразу после мастер-класса можно посмотреть десятки картинок на…

  • ***

    Девушка, девушка, куда вы идëте, Такая кудрявая, Такая чернявая? Куда вы несëте авоську - не донесëте, Жаль вас, милашек, Кокеток, кудряшек,…

  • Хроники коммуны

    1 апреля Злата пошла снова кровушку сдавать *** Андроид ходит по квартире и разговаривает голосом озвучки из игр. - Покорись мне, сковорода! И…