Лилит Мазикина (gipsylilya) wrote,
Лилит Мазикина
gipsylilya

Categories:

Табор уходит в небо, или Светлый образ цыганки Радды.

Про этот фильм меня тыщу раз просили написать. И поклонники, и наоборот. Сколько лет прошло, а фильм всё будоражит зрителей...

Чаще всего просят выявить и описать несуразности. Однако это, скажу сразу, занятие бессмысленное. Главная и основная несуразность - это то, что у Горького и по сценарию цыгане были румынские, родственные котлярам, а играют их руска рома, которые всё переделали под себя. Такой вот микс получился: непонятно, что за цыгане такие изображаются в фильме. Да и не надо. Сами цыгане предпочитают считать, что там - абстрактный, собирательный образ цыган. Как бы сферические цыгане в вакууме. Пусть будет, это же сказка.

(Поэтому Дима Фалеев, попытавшись добиться у Миши Бузылёва признания в том, что фильм глупо показывает цыган, признания не добился. Правильно, правильно фильм показывает сферических цыган известно где. Миша полностью разделяет это мнение соплеменников.)

Давайте лучше о Радде поговорим. Ибо интересный, скажу я вам, это персонаж!

Большинство нецыган полагает, что в фильме через Радду изображается типичная цыганская женщина, гордая, вольнолюбивая и всё такое. Ну, как у Пушкина в "Цыганах". Нецыгане, с интересом изучающие цыганскую культуру, часто считает, что образ Радды весь неправильный и фильм поэтому глупый. А цыгане - цыгане считают, что образ Радды очень, очень правильный, хотя и соглашаются, что в ней "всё не так".

Что же не так и почему образ правильный?

Итак, дело в том, что Радда представляет собой не "типичную свободолюбивую цыганку" (если у кого ещё есть иллюзии), а девушку, которая в гордыне решила прыгнуть выше своей головы, и потому - любая "неправильность", допущенная костюмерами скорее всего невольно, а Горьким - может так быть, что специально, ложится в её образ очень и очень "правильно".

Кто такая Радда по факту? Незамужняя девушка, единственная дочь своего отца (есть ещё сын, матери мной не замечено). Она заводила в девчоночьей компании, но непохоже, что у неё есть настоящие подруги. Когда она идёт на заработки в город, под песню "Лоли пхабай" (в которой интересны слова про "меня красивей нету", словно нарочно подобранные под Раду), она выглядит старше своих незамужних товарок. Девушка-то засиделась!

А всё от безмерной гордыни. А гордыня - от набалованности. А набалованность, я думаю, знаете от чего?

Она же единственная ДОЧЬ своего отца. Скорее всего, похожа она на горячо любимую им покойную жену. Вот он всю нерастраченную нежность на неё расходует. В результате она растёт весёлой и даже не очень злой, но легкомысленной, щеголихой, а главное - гордячкой. Что хочу - то ворочу. И окорот ей никто не сделает, поскольку отец её, видимо, пользуется огромным уважением, никто не хочет его обидеть - а может, и колдовства её побаиваются. Вот и возомнила Радда себя "раны", то бишь "королевной". И поведение её теперь может немало шокировать цыган другого табора (свои-то небось привыкли и рукой махнули).

И я не о показе груди, нет! Хотя русские цыгане убеждены, что эта сцена доказывает беспутность и склонность к разврату главгероини, взята она просто из старинных реалий румынских и бессарабских цыган и никакого значения вообще не имеет.

Возьмём самую, казалось бы, безобидную черту характера - щеголеватость. Все цыганки носили по несколько юбок в XIX веке (беря пример с окружающих мещан и дворян), но у Радды их - может быть, это только и кажется, но есть такое впечатление - у Радды их двойное количество. И все по ходу целые. Не скупится папочка-то на обновки доченьке. А она и рада пользоваться. Но если бы она только этим ограничилась!

Посмотрите на её украшения. Незамужняя девушка должна довольствоваться бусами да браслетами. Но Радда в своём щегольстве решила нацепить на себя всё, что только придумано красивого. То, что для таких украшений, как "венец" и монисто, статус у неё не тот - это украшения мужних жён, притом "венец" только небедные носили - это Раддочку не волнует. Она же королевна, она такая вся великолепная, что такую малость ей не могут не простить. Подумаешь, делов-то - нацепила атрибуты чужого статуса.

UPD: принимается уточнение -

скорее всего, она кажется более гордой и легкомысленной, чем есть, просто потому, что выросла не в таборе, и правила знает умом, но не воспринимает всем своим существом, поэтому никакого внутреннего преодоления и огромного бунтарства у неё нет при их нарушении, есть лёгкое хулиганство. В любом случае, она сознательно бросает вызов традициям, считая себя выше их.


Атрибуты чужого статуса она, однако, присваивает себе не только в погоне за своими эстетическими запросами. Она, если кто не заметил, курит трубку. Чуть ранее, в посте о курении, я замечала, что курить разрешалось только мужчинам и старикам обоего пола. Радда - девушка-подросток, а значит, человек нулевого статуса - с этой трубкой вызывающе ставит себя на одну доску с этими уважаемыми, значимыми членами табора. Не помню, отваживалась ли она на такой протест конкретно при стариках и мужчинах, но даже при парне - Лойко Зобарре - это вызывающий жест. Смотри, мол, как я себя ставлю - наравне со старейшинами. Королевна.


UPD: принимается уточнение -

как бы ни воспринималось это сейчас и здесь русскими цыганами и иже с ними, но курение девушек - ещё одна реалия из жизни котляров и их близких родственников того периода.


А как она издевается над свои женихом! Все девушки немножко издеваются над ними, но ни одной в голову не придёт переступить границы, когда игра превращается в жестокость. Но Радда слишком легкомысленна, чтобы понимать, где она - жестокость, и границ не видит. Она прилюдно унижает Лойко (в сцене с подсеканием ног кнутом). Но её гордынюшке этого мало!

Что она требует от Лойко? Невозможного!

Прилюдно, при старейшинах табора, поклониться и поцеловать ей руку, унизив не только себя, но, гораздо больше - старейшин, приравняв своим действием их к какой-то девчонке-соплюхе.

А Радду хочется и вообще спермотоксикоз. Крыша у юноши едет!

И Лойко её убивает. Прилюдно. Зная, что подписывает себе этим смертный приговор - за такое без суда казнят, что отец Радды по праву родственника и сделал.

И вот последние слова Радды, с цыганской точки зрения, и могут быть моралью. Она знала, что её убьёт Лойко. Она стремилась к этому, понимая, что зашла далеко и остановиться не может, и, видимо, мучаясь от этого. Такой вот высокий цыганский трагизм.

Но любят зрители Радду не за это, да?

конец :) спасибо за монетки тем, кто не поскупился
Tags: цыгане
Subscribe

  • Макияж для коленок: как девушки 1920-х забавлялись, сводя с ума ханжей

    Да, это странно представить, но про девушек в платьях двадцатых годов недовольные говорили, что они слишком похожи на мальчишек. Надо понимать, что…

  • Когда

    Лето кончается не дождями, Не холодами, Не урожаями, Не индевелыми ночами, Не кабачками жареными. Не школьной формой, Размер к размеру, Не запахом…

  • ***

    Последние полгода были непростые. Злате наконец стало лучше, но хуже стало отцу. А сегодня он умер.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Макияж для коленок: как девушки 1920-х забавлялись, сводя с ума ханжей

    Да, это странно представить, но про девушек в платьях двадцатых годов недовольные говорили, что они слишком похожи на мальчишек. Надо понимать, что…

  • Когда

    Лето кончается не дождями, Не холодами, Не урожаями, Не индевелыми ночами, Не кабачками жареными. Не школьной формой, Размер к размеру, Не запахом…

  • ***

    Последние полгода были непростые. Злате наконец стало лучше, но хуже стало отцу. А сегодня он умер.