Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Next Entry
Цыгане и славяне в западноевропейском фольклоре
oil
gipsylilya
Внимание! Данный пост основан на убеждении, что клип Раммштайн является страшилкой, а не исторически проработанным художественным фильмом, и в силу этого эксплуатирует традиционные, привычные с детства и юности страшильные образы.

***

Тему демонических цыган в худ. литературе я уже немножко освещала, а вот в клипе группы Раммштайн отзвуки традиционных легенд о цыганах и славянах: немецкие пасторы (?)

UPD: принимается поправка - священники разных конфессий и монах.

приходят в некую западнославянскую (м.б. словацкую или венгерскую, немцам всё одно славяне :) ) деревушку, где один из них близко знакомится с цыганской девушкой (обратите внимание на её танец и на шаль по бёдрам, по-моему, она там такая одна, хотя по логике вещей там должны бы быть ещё цыгане, иначе откуда бы ей взяться), а потом цыганочка уговаривает монаха убить семью, где она живёт (?), и подставляет его как убийцу. Также, отображена традиция приписывать полудемоничность славянским местам или местам со славянским прошлым (смотрели фильм "Братья Гримм"? А как там в страшной деревушке девочку-то звали? "Саша". Так немцы зачастую представляют себе славянские имена :) )

UPD: принимается поправка - хотя в фильме обыгрывается немецкий фольклор, но имена раздавали американцы, т.е. Саша - славянское имя с точки зрения американцев.

Дань времени - цыганка в клипе не только несёт в себе нечто дьявольское. Она ещё и чертовски мила. Для России такой смешанный образ не новинка, а вот в Европе ещё 200 лет назад цыганок считали исключительными уродинами.



п.с. Естественно, цыганку играет, скорее всего, нецыганка. Просто с условными "восточными" чертами лица.

п.п.с. Если пост понравился, пиарните, плиз. Буду благодарна.

п.п.п.с. Спасибо за поддержку
koshkopjos
beaver_cherokee
krysochka

UPD: по следам дискуссии в Некультурной антропологии вырисовались ещё три возможных дополнения:
1) Девочка - приёмыш, поэтому она одна такая на всю деревню; в таком случае история дополняется страшилкой про приёмышей и опдкидышей;
2) Девочка - вообще не цыганка, а просто старается выделиться из числа остальных девиц. А выпендривается путём именно подражания цыганке потому, что она дурная, демоническая девушка.
3) Деревушка может быть и румынской. Тогда она не только "славянская" (не надо мне ничего объяснять, объясните не мне :) ), но ещё и дррррракулическая.

  • 1
э... батюшка пошёл на убийство?! ну... после этого... а как же ещё? для священника это - конец.

ну он не сам по себе, она его ввела в дьявольское искушение по сюжету
то есть он тоже "молодец", но суть не в этом, а в том, что это достаточно типичный сюжет - "несчастный" падает жертвой дьявольских наваждений и искушений, обычно по изначальной духовной слабости своей

а что, сам фольклор тебе неинтересен? :)

"считали исключительными уродинами" - а Эсмеральда у Гюго?

В отличие от мюзикла, у Гюго она этническая француженка, чем объясняется не только её красота, но и внутреннее благородство вкупе с тягой к христианству. Согласно европейскому литературному канону относительно цыган и украденных цыганами детей.

Мюзикл я не знаю (то есть, слышала Belle, видела рекламу). Хм, так она у Гюго "украденная"? В упор не помню, но может быть, конечно.

Только никак не "пасторы", это же католические миссионеры, а главный герой вообще монах.

Есть некоторые сомнения, что персонаж действительно позиционируется как цыганка: танец более-менее общедеревенский, да и костюм не выделяется, там на всех женщинах развевается что-то яркое с бахромой. Платок по бёдрам в дальнейших кадрах, возможно, дань экзотизму как таковому, а не символ именно цыганки. Мне кажется, что тут скорее обыгрывается стереотип молодой красивой женщины как ведьмы и "сосуда диавола". Ну, плюс "страшная" абстрактно-славянская экзотика, как Вы говорите.

Всё-таки шаль по бёдрам - чисто цыганский признак. А по мнению древних немцев, недалёкому от истины, славянские земли кишат демоническими цыганами (и действительно, их много в Чехии, Словакии и не славянских, но путаемых немцами со славянами Венгрии и Румынии).

С одной стороны, нельзя не согласиться насчёт знаковой роли шали по бёдрам, а с другой - неприметная шалька какая-то на фоне других ярких костюмов в кадре. Если авторы действительно пытались подчеркнуть этническую "инакость" девушки, то акцент слишком слабый получился.

Поправка по католикам однозначно принимается.

А танец узнаваемый был для тех, кто видел, как танцуют цыганке. Характерное такое па. У меня лично "гештальт" сработал как на цыганку. Не этого ли добивались?

Против гештальта не попрёшь ;))

А сам пост интересный получился?

Смотря какие цыганки:
"Мужчины по большей части хорошо сложены, стройны, подвижны; я не помню,
чтобы когда-либо видел среди них хоть одного, который был бы
тучен. В Германии цыганки часто очень красивы, среди
испанских хитан красота - большая редкость". (П. Мериме)
Так что немецкие цыганки были в порядке.
Гитлер давно был. Думаю, туда уже могли приехать цыгане из той же Югославии. Или их Чехии, например.

Счас там почти тока румынские цыгане, но кто ж к ним пойдёт?
Мериме - предвестник нового отношения к цыганам, он полусимпатизирует им.

"Саша - славянское имя с точки зрения американцев."
И китайцев ;)
И японцев ;)

И вообще всеx, кто видел первую волну эмигрантов, в которой Саш и Наташ было кууууда больше Прасковий.

Я думаю, у словаков и с Прасковьями негусто :)
Но для разнообразия можно было в справочники посмотреть.
Хотя там, похоже, вооообще Германию с Австрийской империей попутали. По-моему, Австрийскую империю Наполеону завоевать не удалось. Или не всю... хм

В костюмах карпатских и балканских народов тоже есть платки. Ваша версия с цыганкой крайне слаба. Во-первых, как я уже сказала, платок является неотъемлемой деталью народного костюма в Прикарпатье и Закарпатье. Во-вторых, Вам же прекрасно известно отношение к цыганам в деревнях. Если и поселялись, то жили на отшибе, в народных гуляниях участие не принимали, а уж о том чтобы причаститься наровне со всеми вообще речи быть не могло. Местные жители не допустили бы.

Таки принимали участие в гуляниях. Обычно наиболее терпимое было отношение, когда на всю деревню была одна семья. Тогда это были как бы "наши цыгане". А как группа - так уже деревня делилась "пополам". Насчёт причастия не знаю.
Платки - это да, но почему у остальных они на плечах?
Неясно тут.
А демонические славяне-то повпечатляли? :)
Мне как человеку, живущему в славянском окружении, такой смешной до сих пор кажется сама мысль о том, что славяне могут восприниматься как нечто экзотическое и тем более полудемоническое :)

(Deleted comment)
Ну этот клип -просто набор страшилок, поэтому я и предположила про семью - это вписывается в страшилки

А кто её в конце целовал?!
Там её один из священников утешал. Тоже поддавшись демоническому искушению :)

Интересный пост. Полезла пересматривать Making of... чтобы освежить память. И попала на момент, где Флаке, клавишник, весьма мудрый человек, говорит, что когда начинаются разъяснения, то теряется волшебство. Вот согласна с ним. Никогда не задумывалась об этнических моментах и демоническом аспекте клипа тоже. Но всё возможно.

Я из тех, у кого наоборот, для меня обнаружение вторых слоёв и корней делает всё более захватывающим :)

тоже люблю порой покопаться, но не в данном случае)) Просто музыка, просто картинки и история, искусство. А так, во всем можно найти много дон(как будет мн.число от "дно"?)))

  • 1
?

Log in