Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Next Entry
Лина Костенко. Цыганская муза, или обидный миф
quiet
gipsylilya
Лина Костенко - замечательная поэтесса, написавшая поэму о классической цыганской поэтессе Папуше. С одной стороны, и спасибо бы, а с другой, оно положило начало шокирующему мифу, что Папушу изгнали из табора за то, что она... писала стихи!

Давайте разберём по строкам начало поэмы.

Цыганки насмехались, плевали вслед Папуше,-
Ну что ты за цыганка? Ты - выродок в семье!
Детей цыганских прорва, и души всех, как души.
А эта, будто с детства повреждена в уме.

Папуша правда считала малость повреждённой в уме, потому что была очень тихая и задумчивая, совсем не бойкая, иногда её было не дозваться - сядет под какую-нибудь иву и двумает о чём-то. Но плевать не плевали вслед.

"Папуша" - значит кукла. Мужчины зенки пялят.
Красавка из красавиц и умница на вид.
Роскошнейшая кукла - глаза печалью жалят, -
Танцует и гадает, и... учит алфавит!

Папуша не отличалась какой-то особой красотой. Наоборот, у неё была довольно неприметная внешность. В сочетании с характером, именно поэтому к ней не сватались ровесники, и ей пришлось выйти замуж за пожилого цыгана.

Девчонок-первоклашек у школы повстречала.
Листала смуглой ручкой страницы букваря.
А это - что за слово? А где его начало?
Зачем у буквы хвостик? И как писать "заря"?

Папуша вполне осознанно начала учиться грамоте. Она попросила одну пожилую еврейку обучать её. Папушу за эти уроки сильно избили. Но не за сам их факт, а за то, что Папуша платила за каждый урок по целой курице! С точки зрения семьи, которой такой курицы хватило бы для приготовления ужина, это было непростительное расточительство. За расточительство и побили. Что, конечно, тоже сурово и жестоко.

Цыганки как цыганки, известные повадки:
Обманет, заморочит, как липку обдерёт.
А эта - вечно сиднем сидит возле палатки,
Бывает, погадает, а денег не берёт.

Когда Папуша училась грамоте, она ещё не гадала, она, как водится среди детей польских цыган, танцевала за деньги. Но насчёт сиднем сидит - правда.

Прошли подольским шляхом. Шатры, костры, монеты.
Дошли до самой Польши. С цыганами - беда.
Растянутся толпою, как будто хвост кометы,-
Там кролик, там цыплёнок исчезли без следа.

Папуша изначально родилась в Польше, а не пришла туда откуда-то.

Монахи-францисканцы крестились мелко-мелко.
Книжонку утащила у купчика...Ну-ну!
Подружки ей: - Папуша, на кой тебе безделка?
Купец-то с капиталом. Уж лучше бы мошну...

Папуше незачем было воровать книги для обучения. Как и многие цыгане в таких случаях, она использовала старые газеты, афиши и вывески.

А то ещё однажды - приходят в Закопане.
Всех дёргают за фалды: постой, поворожу.
Папуша ходит с ними, и вдруг: - Коханый пане,
Подарите бумагу - такое расскажу...

Это правда, Папуша выпрашивала бумагу и карандаши, чтобы тренироваться писать

Красавчик интересный, и добр, и солоденек,
Сто лет счастливой жизни, накопишь воз добра!..
Пришла в кибитку поздно. Хозяин крикнул: - Денег!
Оборвыши нагие дрожат вокруг костра.

Когда Папуша вышла замуж, она не гадала, а ходила с мужем по кабакам. Она сочиняла песни, которые потом пела и которым подыгрывал её муж на арфе. Так что семья не бедствовала. Муж её и взял за то, что она умела хорошо придумывать новые песни, что ему как кабацкому музыканту было весьма кстати.

UPD: прошу прощения. Любезная levkonoe показала мне оригинальный текст. В нём вместо "хозяина", что я восприняла как "мужа", отчим. Тогда описываемая ситуация поближе к правде, хотя основным добытчиком всё же считалась не Папуша, а её мать.

Хотел её ударить, откинул руку... Где там!
Из табора сбежала. Вернулась кое-как.
За что господь цыганский их наградил поэтом -
Кажись, ведь так зовут их, бумаго-тех-марак?

Тут как бы Лина нам объясняет, что у цыган поэтов не бывает. На самом деле, каждый второй цыган сочиняет стихи. Это в цыганском менталитете заложено. У котляров долгое время существовал обычай сочинять длинные баллады и поэмы и вечерами исполнять их друг перед другом в качестве и соревнования, и развлечения. Другие цыгане со своими стихами поступали по-разному. Кто запишет, кто музыку подберёт, кто побормочет и забудет, кто детей прибаутками рифмованными развлечёт.

И всё чего-то пишет. В тряпьё суёт бумажки.
Нанизывает буквы, как бусинки на шнур.
Цыганские мальчишки, кудрявые барашки,
Таскают те бумажки отцам на перекур.

Да, с бумажками именно так поступали. Но Папуша очень долгое время не записывала стихов. Она их так запоминала. А на бумажках тренировалась писать буквы. А иногда писала что-нибудь по просьбе остальных членов табора, за что, кстати, во взрослом возрасте была очень уважаемы. Как надо было разобраться с бумагами - звали Папушу. В какой-то период времени она даже была "бароном" - она представляла в переговорах с властями свой табор и имела большой вес во внутритаборных советах.

Неписанный закон цыганского народа:
Столетия не трогать, а то несдобровать!
Нет родины цыганской - такая их природа.
Цыган-поэтов - нету, и впредь им не бывать!

Опять херня.

В изодранных шатрах гуляет ветер вволю.
Вожак седобородый следит колёсный след.
Рассказывать чужим про нашу боль и долю?
Будь проклят навсегда нарушивший обет.

Вот это правда, что Папушу подозревали в лишних рассказах о цыганской жизни чужакам. Но не из-за стихов, а из-за всплывшего факта переписки с одним цыгановедом.

Тряси себе серьгой, пой песни - или мало?
Приворожи красавца - и драла (?), разве грех?
А буквами играть цыганке не пристало.
Поэзия? Народ? Ты что же - против всех?

***

Так что же, бедный табор оклеветали? И не было никакой трагедии Папуши?
Увы, трагедия была, и она была ужасающей, жестокой, несправедливой.
Некоторое время в таборе гостил цыгановед Ежи Фицовский.
Он собирал материал для книги о геноциде и преследованиях цыган во время прошедшей недавно Второй Мировой Войны. Тогда-то они и познакомились с Папушей, ведь Папуша сложила немало поэм об этом страшном времени, и была одним из основных информаторов. Кроме того, она была одной из старейшин табора, как мы помним.
Фицовски уехал, а напоследок посоветовал Папуше, никогда об этом прежде не думавшей, всё же записать стихи - для потомства.
Папуша записала, но что делать с записями, представляла себе мало. Она просто отослала их Фицовскому - ему же, наверное, надо, раз так просил записать. Приложила письмо, так, о жизни... Но сделала всё это, не спросясь мужа и не предвидя одного обстоятельства.
Ежи Фицовски не только прочитал, но и опубликовал её стихи. Те из них, в которых говорилось о тепле домашнего очага. Стихи эти были опубликованы рядом со статьёй о необходимости переведения цыган на оседлый образ жизни. Вскоре после этой публикации грянул соответственный закон.
Напуганный переменами табор предъявил Папуше обвинение в предательстве интересов цыган. Мол, закон был принят... из-за её стихов!
(Цыгане сами очень сильно верят печатному слову и уверенны в его безграничной силе, в том, что другие тоже ему верят)
Кроме всего прочего, её муж, как всякий патриархальный мужчина, испытывающий зависть из-за известности жены, и как всякий немолодой мужчина, ревновавший намного более молодую жену, добавил обвинение в развратном поведении (переписка с мужчиной без разрешения мужа!) и в возможной выдаче тайн табора (все знают, что Фицовски их старался вынюхать!). Табор его поддержал.
Папушу объявили "поганой" и изгнали из табора. Безо всяких доказательств предъявленных ей обвинений... Какая ирония! Дважды за своб жизнь она удостоилась процедуры, считающейся традиционно мужской: была признана "бароном" и была подвергнута "осквернению"... Женщина сошла с ума. Будучи физически крепкой и здоровой, она прожила в клетке своего безумия долгие-долгие годы. Все эти годы её стихи переиздавались в Польше (в виде книг) и имели большую популярность. Портреты Папуши украшали марки и открытки.

Сейчас цыгане того табора и их потомки давно уже признали свою ошибку и простили несчастную Папушу. Некоторые из них приходят к её памятнику, смотрят в её бронзовые глаза. Неизвестно только, простила ли им незаслуженную обиду Папуша.

Впрочем, она всегда была доброй женщиной.

  • 1
Откуда данные о жизни поэтессы, приводимые в противовес художественному вымыслу?

Говоря о поэтах, Лина Костенко имеет в виду не стихослагателей фольклора, а именно поэта с авторским именем, поэта литературного типа.

1) Польские цыгане давно признали её невиновность и передавали её биографию из уст в уста. Наверное, слегка мифологизированную. Но то, что Папуша представляла табор, было зафиксировано нецыганскими свидетелями, также, о её биографии немного писал Фицовский. У меня приятель был польский цыган, именно от него я впервые услышала о трагедии Папуши.
2) Биография Папуши была среди рекомендуемых дидактических материалов, на сайтах цыганского образования. Наверное, и сейчас там!
3) Наконец, цыгане НЕ ориентируются на письменность и потому не делают разницы между записывающим и незаписывающим поэтом. Тем более что Папуша особо и не записывала. Меньше чем за год до изгнания - вот когда она записала свои стихи. Даже если у цыган того табора вдруг была аллергия на сам факт записи стихов, то до этого момента никаких поводов Папуша не подавала.

А вообще я о Папуше уже писала. Жестокость сотаборников была не в том, что они ненавидели её грамотность и поэзию, а в том, что её прогнали считай ни за что, за неподтверждённое подозрение в предательстве интересов табора. За одно письмо Ежи Фицовскому... Дикость :(

(Deleted comment)
1) Конечно, могла. Известно несколько случаев, когда "бароном" становилась женщина. Цыгане патриархальны, но не мелочно-злобивы. Как правило.
2) Цыгане знали, что Фицовский пытаётся всё-всё вызнать о цыганах. Конечно, к нему относились немного подозрительно. А она ещё тайком от мужа ему что-то пишет...
3) Ну и к тому же он мужчина. Это как бы разврат, переписываться с мужчиной. Они же были очень консервативны...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Это та Лина Костенко, которая у 60-80-х підтримувала дисидентський рух, зазнала переслідувань від рад. властей?

про преследования не знаю. она себя декларировала как диссидентка. однако в 1977-ом и в 1979 ("Маруся Чурай",роман в стихах) у нее выходили книги. это те, что я читала. были и другие. трудно преследовать поэта, одновременно ее издавая. в советское время Костенко получила премию имени Шевченко. короче, ее преследовали - чтобы наградить.
та же Маруся Чурай - народная поэтесса, піснярка, зарезала своего неверного любовника и была оправдана. потому что писала стихи!

Костенко про себя пишет. а-ля она цыганка в таборе, где все презирают письменное слово. ИМХО.

Спасибо за историю.
А стихи Костенко - слабые, школьного уровня, имхо мое литературоедческое такое.

Не знаю, я только в переводе читала.

(no subject) (Anonymous) Expand
Обычно я заступаюсь за цыган перед не-цыганами (спасибо за ваши статьи и ссылки), но сегодня поступлю в точности до наоборот.

Лина Костенко родилась 19 марта 1930р. В 1936p. семья перебралась в Киев, где будущая поэтесса закончила среднюю школу. Эти скупые данные биографической справки станут волнующими поэтическими мотивами, когда автор впоследствии расскажет в стихотворениях о беженских дорогах военных лет и о "балетной школе" заминированного поля, по которому приходилось ходить, и о первом — написанном в окопе — стихотворении.
Лина Костенко закончила институт в 1956 г., а в следующем году вышел первый сборник ее стихов "Лучи земли". Второй сборник "Паруса" был опубликован в 1958 г., следующий - "Путешествия сердца" (в 1961 г.).
В 1962 г. сборник "Звездный интеграл" был рассыпан идеологической цензурой. Еще один сборник "Княжеская гора" была рассыпан в 1972 г.
Поэтическому слову Лини Костенко был объявлен запрет, и даже само имя автора исчезло со страниц периодики.
Только в 1977 году выходит сборник "Над берегами вечной реки"; "Маруся Чурай" (1979), "Неповторимость" (1980). А потом - новое забвение на восемь лет.
Лина Костенко получает Шевченковскую премию за поэму "Маруся Чурай" лишь в 1987 году. Тогда же её опять начинают печатать в журналах, появляется новый сборник стихов.

И несколько слов в защиту поэмы.
Во-первых, это действительно очень слабенький перевод.
Во-вторых, это не биография цыганской поэтессы Папуши, а попытка показать, играя на узости и костности представлений о цыганах, куда опять загоняют поэзию.
В-третьих, не думаю, что Лина в своё время могла "погуглить", чтобы найти правдивую информацию, а оперировала тем, что было: мифом о жизни цыган, полулегендой о жизни Папуши.
Ведь даже сейчас, в наш "просвещенья век" обычный человек составляет представление о цыганах по фильмам, где они обычно предстают в самом невыгодном свете, криминальным новостям и по попрошайкам определённой внешности.

Надеюсь, я никого не обидела.

Я не касаюсь Лины как поэта (кроме фразы "замечательная поэтесса"), тем более, что стихи тут даны в переводе.
Обидно то, что из-за невежества этой, по видимому, талантливой поэтессы (вызванной общим невежеством общества) цыганам теперь тычут в нос, что вы, мол, дикари, у вас женщину можно погубить зща то, что она пишет стихи. И приводят поэму Костенко в качестве доказательства. Не было бы ситуации - не было бы поста. Обидно также, что уже начали вестись цыгане. Игорь Крикунов так проникся трагедицей Цыганской музы, что поставил по ней спектакль. Он не польский цыган, и о Папуше узнал от Лины Костенко. И теперь думает, что его предки типа того "слезли с дерева". А в театр приходят нецыганские зрители, и... миф разносится.
С точки зрения правды жизни Лина написала, прости меня, херню, хотя и неосознанно. А там, где не написала, я указала это отдельно.

А попытку показывать надо делать так, чтобы не перекрывались реальные факты.

Edited at 2008-11-17 09:04 am (UTC)

(no subject) (Anonymous) Expand
А чтобы понять, что поэт у цыган не редкость, и что в таборе быть грамотным значит быть сокровищем семьи, достаточно было пообщаться с живыми цыганами на эту тему. Лина или побоялась, или не захотела. Печально.

Edited at 2008-11-17 09:05 am (UTC)

Если оставить в стороне ллитературные параметры стиха и трагедию Папуши, остается вопрос. Как женщине вести деловую переписку, чтобы избежать проблем и получить пользу?

Тогда- не знаю. Сейчас такой вопрос редко встаёт

  • 1
?

Log in

No account? Create an account