Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Next Entry
Цыгане: два полюса. Авторская версия.
merry
gipsylilya
Поскольку в продаже уже ГЕО ноябрьский, то я наконец публикую здесь авторскую версию статьи працыган :)

Благодарю за помощь со статьёй Лёшу Царева (без него чудовской части вообще бы не было!), Чяргэн Воротниковскири, Кошастого и Владимира Есипова!

***

Цыган принято считать чем-то монолитным, народом, который можно описать парой слов. Однако же, существует более семидесяти цыганских этнических групп, и у каждой из них - свои обычаи, свой диалект, свой образ жизни. Иногда они отличаются столь сильно, что можно с трудом поверить, что две цыганские народности находятся в родстве друг с другом.

Новгородская область, Чудово. Котляры.


Котляры. Фото Тани Котовой (tanyakotova)

До Чудова от Москвы — шесть-семь часов на поезде, чуть-чуть не доезжая Великого Новгорода. Местные жители в цыганскую часть посёлка не заходят, боятся. Если спросить, почему, жмут плечами, с недоумением оглядываются так, словно ответ написан на одном из заборов, и, наконец, произносят:
— Ну, цыгане же…
Однако русские гости в чудовском таборе вовсе не диковинка. Ведь там живут котляры — любимцы журналистов и фотографов всех мастей. Если вы увидите статью или передачу о цыганах, то почти наверняка – именно о котлярах. Их значительно меньше, чем других цыган, зато они очень консервативные и живут таборами. От них веет пушкинской Бессарабией — и не просто так: котляры пришли в Россию из Молдавии и Румынии чуть больше ста лет назад. Их женщин в толпе опознать не трудно — непременные косы на висках, широкий фартук, цветастый платок с узлом на затылке. Многие котлярки до сих пор гадают на улицах, и всё так же в их семьях много детей.

Табор — не раскинутые шатры, а посёлок из разномастных домов, домиков и домишек, в которых живёт около тысячи цыган. Улицы не асфальтированы. Большой кирпичный дом, на входе в табор — начальная школа (впрочем, уже не совсем начальная, там сейчас есть пятый класс, хотят сделать шестой). Возле жилого дома — продуктовый ларёк. Навстречу гостям, точнее, гостьям сразу выходит несколько молодых женщин в длинных юбках и ярких блузках: выяснять, кто, зачем. Играющие дети смотрят с любопытством. Среди них есть русоголовые. Количество детей у котляров вещь статусная, поэтому усыновляют они охотно. Цыганёнка в детдоме встретить трудно, но котляры детей по сортам не делят, усыновляют и русских и в быту от родных ничем не отличают, так же воспитывают, кормят, одевают и, что греха таить, так же страшно балуют. Усыновлённые вырастают самыми настоящими цыганами, женятся на цыганках и рожают следующее поколение русоголовых котлярчиков.

На другом конце улицы немолодой цыган возится с легковым автомобилем. К нему подходить нельзя, у цыган гостьи приходят к женщинам, гости — к мужчинам, иначе «неприлично». Но котлярки словоохотливы, и узнать от них о мужьях и братьях, пожалуй, можно даже больше, чем при непосредственном контакте.

— Пойдёмте чай пить! — зовут молоденькая хохотушка Марина и её невестка Роза. Марине лет 17-18 с виду, Розе — лет 30, по местным меркам — солидная женщина, почти пожилая. Чай принято предлагать гостям, но не всем: в первый раз пить не позовут. Надо, чтоб привыкли и «записали» в друзья. Тогда уже от чая отказаться — страшно обидеть, по цыганскому этикету это жест разрыва дружеских отношений.

Дом у Розиной семьи двухэтажный. Первый этаж почти весь занят просторной, застеленной коврами «залой». Она нужна для праздников: на Пасху, Рождество, свадьбу принято звать как можно больше родственников и друзей. Мебель стандартная для постсоветского пространства: сервант с «хрусталём», диван…

— Раньше, когда кочевали, таборы встречались и общались, связь была. Сейчас живём, как раскиданы. На одном месте живём десять лет, двадцать, тридцать… Если не приглашать на праздники, то и родни не увидишь, и друзей забудешь, и детям невесту не найдёшь, переженятся друг на друге, уроды пойдут, — в совсем другом посёлке рассказывала старенькая котлярская бабушка Рада. — Я раза четыре за год в другие города езжу, со всеми общаюсь, всех внуков-правнуков вижу.

Лестницы на второй этаж нигде не заметно.

— Там никто не живёт, не спит, — поясняет Роза. — Это для красоты. Цыганкам туда нельзя, а мужики сами убираться не будут, и в беспорядке жить не захотят.

Вместо «беспорядка» она употребляет куда более выразительное и смачное русское слово.

Женщинам у котляров на второй этаж правда нельзя. Все цыгане думают, что у женщин с низа идёт «скверна», «нечистота», но, например, русска рома считают, что перекрытия или даже бельё могут её задерживать. А котляры не согласны. У них, если цыганка зашла на второй этаж, то весь первый осквернила, в дом зайти уже нельзя — «опоганишься».

Некоторые котляры, впрочем, вторыми этажами пользуются. Убираются там у них девочки.

— Детки, они же чистые, как ангелы, — объясняла Рада.

Вместе с нами, Мариной и Розой заходят пить чай остальные женщины. С любопытством выслушивают новости культурной цыганской жизни, жалуются, что по телевизору таких новостей не показывают.

— Только и слышишь: тут цыгана арестовали, там арестовали, плохие цыгане, такие-сякие. Ты у милиционеров тут спроси, есть у них к нам претензии? Украли мы что-нибудь, или наркоту мы толкаем? А по телевизору всех сравняли. Только о преступлениях. Никаких таких фестивалей не показывают, только ругают! — переживают женщины. — А у нас тут только если парни подерутся с кем-нибудь, весь криминал!

— Это всё русские цыгане преступления делают, это они нас, цыган, позорят! — гневно припечатывает пожилая цыганка.

О русских цыганах котляры говорят такое часто. Вспоминается чернобровый Саша из Москвы — интеллигент, даже обруселый. Родился в Туле. Уже ребёнком работал в танцевальном ансамбле, гастролировал, зарабатывал деньги. Потом успел побывать музыкальным журналистом, спортивным обозревателем, работником телевидения, музыкантом, продюсером, сейчас ему двадцать девять, он редактор в финансовом журнале, несколько лет живёт в Москве. В разговоре активно жестикулирует, много курит — больше в нём, кажется, ничего цыгана не выдаёт. При упоминании русских цыган реагирует так же, как самый что ни на есть таборный соплеменник:

— Если бы твои русска рома нос показали в табор в нашем Плеханово, им бы там дети машины камнями закидали!

Закурив очередную сигарету, смеётся:

— Да если бы я к дедушке с бабушкой сейчас в гости поехал, и меня бы закидали сначала!

Цыгане вообще очень много курят. В старину объясняли это тем, что злые духи боятся огня и дыма. Сейчас уже просто по привычке.

От пришлых новостей разговор у Розы переходит к местным.

— Вот ещё две свадьбы было на выходных, — говорит она. — Одна такая бедненькая была, без гостей. Так жениху пришлось потом по всему табору пройти, всем сказать, что невеста честная. Ведь «розочку» только родители видели, а надо, чтобы все знали. И вот он ходит и стучит, маленький сам такой…

Цыганки звонко смеются.


Подростковая свадьба у котляров. Фото Тани Котовой (tanyakotova)

«Розочка» — это свидетельство девственности на первой брачной простыне. Её выносят на свадьбе: иногда утром, на второй день праздника, чаще — в разгар торжества. Это обычное явление, а вот «бедненькая» свадьба — не очень. Свадьбам, как правило, уделяется огромное внимание, к ним тщательно готовятся, и если у семьи с деньгами не очень, то им помогают родня и друзья. Иногда даже для устройства свадьбы семья закладывает часть фамильных украшений в ломбард (потом золото обязательно выкупают). Мне случалось наблюдать свадьбу в небогатом котлярском посёлке. Грязные улицы и серые деревянные домики были тщательно украшены красными флагами и, почему-то, надувными шариками. По улице шли к одному из домов нарядные жених и невеста (не под руку и даже не очень рядом), а также многочисленная родня и гости. Жених был заметно младше невесты и выглядел растерянно. Смуглая маленькая девочка в пышном розовом платье бегала вдоль процессии и разбрасывала разноцветные головки полевых цветов. Она выглядела куда радостней и жениха, и невесты.

— Сколько лет-то молодому?

— Четырнадцать, кажется. Таков уж наш цыганский обычай, — повернувшись к моей спутнице, поясняет Роза.

Возражаю, что в Москве цыгане так рано не женятся.

— Ну, так у вас в Москве цыгане русские, а у нас цыганские! — Марина звонко смеётся, довольная удачным каламбуром, и другие цыганки присоединяются к ней.

Котляры действительно очень рано женятся, практически по наступлении половой зрелости, и считают это, как любой свой обычай, самым цыганским подходом к делу. В советское время средний возраст вступления в брак был выше, но после распада СССР снова вернулся к «дореволюционному» уровню. Правда, теперь девушек стараются брать чуть старше жениха, чтобы не умерла и не покалечилась в родах. Сватают детей очень рано, почти в пелёнках. Мнения будущих супругов, само собой, никто не спрашивает.

Первая свадьба, «цыганская», считается самой важной и официально не регистрируется: супруги ещё слишком молоды. Потом, по наступлении совершеннолетия, могут зарегистрировать официально — «штамп» в цыганской жизни значения никакого не имеет, но зато так проще в отношении разных документов.

— А где мужья сейчас?

— Товар принимают, — отвечает Роза и, опережая вопрос, добавляет: — Железо…

Мужчины посёлка стараются делать бизнес. Берутся за грузоперевозки (в отличие от многих котляров, за руль садятся не сами, а нанимают водителей), скупают какое-то таинственное «списанное железо» с предприятий — потом либо продают на лом, либо чинят и продают как б/у. Гадать поэтому ходят не все цыганки: если муж делает хорошие деньги, то жена сидит дома.

Выходим на улицу. Женщины провожают нас. На голове у Розы нет платка, да и выглядит она довольно современно. Ещё лет десять, и котляры, похоже, станут журналистам неинтересны. Тогда «настоящими цыганами» в репортажах станут люли или, может, мигранты из Закарпатья.

Роза показывает на школу:

— Смотри, вон там я теперь прописана.

— Как?!

— Так. «Рая» прописку отняли. Пришлось в школе. Она записана на сестру, как жилой дом. И младший тоже со мной в школе прописан.

«Рая» буквально переводится «господа», «баре». Сейчас так цыгане называют чиновников и милиционеров.

— Они у нас сейчас прописку отбирают, потом отберут дома, землю, — говорит хмуро другая женщина. — Я слышала, им коттеджи негде строить.

— Поговори лучше с Царевым. Он всё знает. Он адвокат, — перебивает её Роза.


Алексей Царев (altsarev)

Алексей Царев — адвокат из Питера. Это приветливый седеющий брюнет сорока четырёх лет. С цыганами познакомился в декабре 2006, защищая Розиного мужа по поводу какой-то драки. Успел сдружиться с Розиной семьёй.

— Это правда, — говорит он. — Цыганские дома хотят снести. Котлярам предлагают переселиться на участки рядом с вымершими деревнями. Там нет ни воды, ни электричества, ни магазинов, ни средней школы. Раньше цыгане проживали в Гомельской области, но после взрыва АЭС переехали сюда. Им выделили заболоченный пустырь на окраине Чудово. Они много сил потратили, чтобы построиться, организовать начальную школу… Некоторое время их никто не трогал, а три года назад с ними был подписан договор о том, что районная администрация берётся содействовать легализации посёлка, а цыгане не будут возводить самовольных построек за пределами уже существующей территории посёлка. Несколько домов всё же построили, но их потом снесли. Теперь хотят снести весь посёлок. Беда в том, что в районе, в общем-то, больше нет участков, пригодных для проживания…

Котляры, или кэлдэрары, живут в России около ста лет. Она начали распространяться по миру из Румынии, после отмены там крепостного права. В их языке до сих пор много румынских слов. Традиционным занятием было лужение и изготовление медной посуды, тазов, котлов, баков и подносов. Сейчас занимаются также металлоломом, мелким бизнесом, работают водителями. В быту котляры очень консервативны, считают себя ревнителями древних цыганских традиций, с опаской относятся к изменениям в жизни: долго обдумывают каждое — не станет ли оно причиной ассимиляции, утери «цыганства»?

Москва. Русские цыгане.


Международный день цыган в Москве. Фото Юлии Вишневецкой (kunstkamera)

Хотя они составляют основную массу российских цыган, о «русска рома» журналисты вспоминают только 8 апреля (в Международный День Цыган), когда представители московской диаспоры спускают в Москву-реку венки в память об умерших от Кали Траш — геноцида цыган, и о погибших на фронте в Великую Отечественную Войну. Иногда ещё берут интервью у артистов.

Кристина не артистка, работает, как шутит сама, «офисным планктоном». Это высокая жизнерадостная молодая, лет двадцати семи, женщина. Она живёт в городской квартире, одевается эффектно и вместе с тем со вкусом — как большинство русских цыган. Ещё в девятнадцатом веке они любили пощеголять. Женщины украшали свой костюм кокетливыми кармашками на фартуке, оборочками, пуговками, с большой фантазией повязывали шали. Мужчины заказывали портным непомерно широкие рубахи: ясно же, что чем больше рубаха, тем больше на неё ушло дорогого шёлку. Ведь кроме нарядности, цыгане ценят умение заработать денег, финансовую удачливость.

Мысль о том, что о ней напишут в журнале, вызывает у Кристины приступ звонкого смеха. Мы начинаем с вопроса о «любимчиках» журналистов.

— Котляры, — говорит она, — ребята суровые. У нас тут одна девчонка вышла замуж за тульского котляра. А мы её потом от этих «тульских пряников» отбивали, домой увозили. Суровые ребята. И убираться не очень любят. А есть ещё котлярская интеллигенция. Семья Деметер!

Она смеётся. Эта шутка не её авторства, просто анекдот. Но в нём много правды. Большую часть котлярской интеллигенции в России составляют представители семьи Деметер. Например, покойный редактор иллюстрированного журнала «Шунэн, ромалэ!» Владислав Петрович.

Так же, как у котляров, у русских цыган очень важное место в жизни занимает свадьба. Свадьбы — постоянная тема светских разговоров, на свадьбах знакомятся и влюбляются, и родители приглядываются к танцующим юношам и девушкам, пытаясь угадать по манере исполнения характер, воспитание, состояние здоровья потенциальных зятьёв и невесток. Свадебное видео активно выкладывают на YouTube и в социальные сети. В брак русские цыгане вступают в среднем позже котляров, обычно уже совершеннолетними. Официально юношу и девушку женят родители, но при этом, как правило, спрашивают мнения детей. Жених и невеста обычно хорошо друг друга знают: виделись на свадьбах, праздниках, концертах или дискотеках, общались в чатах.

Это не единственное отличие от котляров. Русские цыгане живут рассеянно, образовательный уровень в среднем выше (в одной из популярных социальных сетей есть группа, почти полностью состоящая из учащихся колледжей и ВУЗов), профессии разнообразней (от водителя или железнодорожника до научного сотрудника или лётчика-испытателя). И проблемы у них не такие, как у котляров: заботятся они, в первую очередь, о том, чтобы не потерять родную культуру.

— Ну не так быстро мы её теряем, не всё так плохо, — уверяет Кристина. Она открывает видео с закрытой цыганской дискотеки. Первые минуть пять танцует юноша под Майкла Джексона (во всех смыслах). Потом музыка сменяется современной обработкой народной песни, и вот уже в кругу танцует юная парочка. Самым что ни есть цыганским манером. Современные костюмы им не мешают.

— Ещё есть два цыганских радио, музыкальный журнал, новостной портал, — перечисляет Кристина. — Это всё в интернете.

Русска рома в Москве активно используют интернет. Они вообще очень ценят технический прогресс. Любимый «гаджет» — мобильный телефон. На него частенько ставят заставкой изображение цыганского флага, с него слушают песни, скачанные с известного цыганского сайта gipsymusic.ru . Это его Кристина назвала «музыкальным журналом», но проект «ДжипсиМьюзик» гораздо шире, и его деятельность происходит во многом вне Интернета. Электронный журнал «Краски нации» — лишь один из аспектов деятельности. В нём пишут о цыганских исполнителях, размещают современную и традиционную музыку с их согласия. Аудитория журнала очень широка, музыку скачивают даже европейские и американские цыгане. Правда, недавно с сайтом были небольшие технические проблемы, и не все страницы восстановлены.


Михаил Бузылёв

Один из создателей и лицо проекта, тридцатидвухлетний актёр и продюсер Михаил Бузылёв объясняет идею своего сайта:

— Культура должна быть доступна. На ней можно и нужно зарабатывать деньги: устраивать концерты, продавать диски, но какая-то часть культуры обязательно должна быть доступна бесплатно. Чтобы цыгане не отрывались от родной культуры, чтобы могли следить за её развитием, прогрессом. Я сделал музыкальный сайт, потому что цыганская культура основана, в первую очередь, на музыке. К тому же, мне это близко: у меня в семье много исполнителей. Мой отец, Дмитрий Бузылёв, моя тётя, Алёна Бузылёва, мои дяди, мой дед…

Он тоже живёт в квартире, с женой и двумя дочерьми. Выступать начал, с танцем «венгерка», в три года. Снимается с четырёх лет (первой была роль немого цыганёнка Стёпки в фильме «Мужики»). Сейчас занят продюсерской деятельностью: открывает новые таланты, организует концерты уже профессиональным музыкантам и певцам. Ценит традиционную цыганскую музыку, но также хорошо воспринимает современные музыкальные жанры.

— Мы в музыке были всегда, в любой стране, в любое время, — говорит котляр Саша. — Вот откройте книги про джаз и рок в Советском Союзе. И там упоминаются цыганские имена. Джанго Рейнхардт, Лаци Олах, Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный… И сейчас цыган слушают не только на цыганских дискотеках. Не важно, как я к ним отношусь, но они же правда есть, и их слушают. Александр Марцинкевич, Евгений Гудзь, «Штар»…

— …Бердников из «Корней», — первое, что приходит в голову Кристине. Она добавляет: — Недавно женился. В ресторане праздновали, двести человек гостей. «Розочку» выносили.

— А он из каких цыган?

— Наш, — не задумываясь, отвечает Кристина. Это может быть правдой, а может и нет. Русские цыгане настолько привыкли чувствовать себя интеллектуальной и творческой элитой, культурным «пупом» цыганского сообщества, что автоматически относят к «своим» почти любого известного или хорошо образованного цыгана в России.

Михаил Бузылёв знаком с гитаристом-виртуозом Вадимом Колпаковым много лет, но понятия не имел, что тот — сэрво. Читая написанную совместно Колпаковым и мной биографию Вадима, Миша удивился:

— Разве он не русский цыган?..

Сэрвы культурой и правда похожи на русска рома, среди них немало интеллигентов. Их обычно можно узнать по украинским фамилиям: Эрденко, Сличенко, Иваненко…


Вадим Колпаков, племянник и ученик великолепного Александра Колпакова

Второй по популярности цыганский электронный журнал — новостной, «Цыганская культура и жизнь». Помимо новостей и анонсов культурных мероприятий, на сайт также заходят в поисках биографий знаменитых цыган. Раздел фоторепортажей посещают не только российские, но и иностранные цыгане: чтобы смотреть картинки, язык знать не надо, а короткие подписи дублируются на английском. Аудитория журнала, в среднем, более «взрослая» — подростки читают редко. Они больше любят радио: GypsyVoice и Радио Гаценко.

— …Котляры цыган позорят, — рассуждает пятнадцатилетняя Маша. — Гадают на улице, к людям пристают… Если хотят гадать, пусть откроют салон!

На ней обтягивающие джинсы, широкий пояс, розовая майка, солнцезащитные очки. Всё это обильно украшено стразами. По уверениям Маши, так сейчас выглядит большинство цыганских подростков Москвы.

– Цыганская музыка — это круто, — говорит она, — но я люблю r’n’b. Это сейчас модно. Ещё рэп… Знаешь SD-family?

SD-family — цыганский рэп-клан.

— Они пели с покойным Ратмиром Шишковым, — рассказывает Маша. — Я все их mp3 скачиваю и слушаю.

— Да, они правда сейчас помешались на рэпе, — говорит Кристина. — Одеваются, как рэпперы и их подружки. О будущем не думают. Ведут себя… девочки при мальчиках курить не стесняются, материться не стесняются. Есть такие детки, что уже всё попробовали: водку, наркотики. Смотреть на таких противно. Ещё, конечно, проблема — уровень образования. Он же у цыган низкий! Три класса — считай «вышка»!

— А сколько ты закончила?

— У меня два высших. А то как бы я на своей должности оказалась!

На работе сначала не знали, что Кристина — цыганка. Узнали, когда попривыкли. Был случай, когда её назвали армянкой. В голову людям редко приходит мысль, что смуглый человек может быть цыганом, если он причёсан, умыт, хорошо одет и работает. К тому же, у цыган редок акцент. Поэтому особенно часто их путают с евреями.

— Русские все разные, и это их не удивляет. Почему же цыганам не жить по-разному? То, что я одеваюсь современно, что работаю в офисе, каждый день с русскими верчусь, никак не отменяет того, что я цыганка, — уверяет Кристина. — Я прихожу домой и разговариваю на цыганском. Я соблюдаю цыганские правила, этикет. Чтобы быть цыганом, не обязательно кочевать или жить табором. Не в этом цыганский дух.

Цыганский дух, по мнению Кристины, в цыганской сплочённости, готовности помогать друг другу, в уважении к старшим, в любви к детям, склонности к творчеству, в энергичности и напористости.

Тему преступности у Кристины развивать нет охоты. На её лице проступает брезгливость.

— Котляры всё на русских цыган валят. А что русска рома… я о ловарях или кишинёвцах много чего похлеще рассказать могу! Но не буду. У каждой «нации» своя червоточина, в каждой семье — свой урод. Что теперь — носом тыкать? Главное, чтоб у каждого народа были ещё и достоинства. У цыган они есть.

У русских цыган, наверное, главное достоинство — богатая и старинная музыкальная культура. Все цыгане России признают её основной. Музыку, песни, танцы русска рома исполняют сэрвы, крымы, ловари и даже русские. Первая цыганская театральная труппа — появившаяся в Москве в конце XIX века — состояла именно из русских цыган. Её руководителем был Николай Шишкин, представитель знаменитой хоровой династии. Большая часть цыган на фронте в ВОВ были русска рома, и многие шли добровольцами. Служили пехотинцами, артиллеристами, лётчиками, танкистами… Появилась эта этногруппа уже в России, сформировавшись из польских цыган, пришедших сюда около трёхсот лет назад. Очень быстро интегрировалась. Уже к концу XIX века русские цыгане были практически во всех социальных слоях, и даже кочевые русска рома были грамотны — отдавали детей в школу зимой, когда табор становился на постой в деревне.

Россия. Цыгане

Надо сказать, кроме русских цыган и котляров в России живёт много других цыганских народностей. Просто первые — самые многочисленные и живут в этой стране дольше всех, а вторые — самые заметные и немало «раскручены» СМИ. Кроме них, в России живут сэрвы (замечательные музыканты), крымы (отличные танцоры), влахи (бывшие кузнецы) и другие цыгане. Все иногда ворчат друг на друга. Но в общем и целом друг против друга не имеют ничего против.


Танцуют котлярские женщины. Фото Тани Котовой

— А что русские цыгане… все ведь под их музыку танцуем, их песни поём, — говорит Роза. — В одного бога верим. Пусть себе живут. Зачем нам быть врагами?

— Каждый живёт, кто как хочет. Лишь бы другим людям зла не делали. Хотят котляры жить посёлками, так что ж теперь. Под одним небом ходим, одни праздники празднуем. И они цыгане, и мы цыгане, только разные, — говорит Кристина.

Надо сказать, и котляры, и русска рома — православные, притом очень набожные. В гостиной у русских цыган, в серванте или на стене, обязательно образа. И котляры, и русска рома вешают образки в автомобиль. Самый главный праздник в году и у тех, и у других вовсе не восьмое апреля, а Пасха. Крёстные отец и мать занимают важное место в жизни ребёнка и при несчастном случае готовы заменить родных родителей. Религиозность вообще для цыган характерна. Даже на месте, где умер в автокатастрофе популярный в девяностые певец Шандор цыгане поставили не памятник, а маленькую часовню. Зайти в неё нельзя. Желающие помянуть Шандора останавливаются возле неё и молятся в машине. Может, это и неканонично, но от чистого сердца.



И ещё от чистого сердца цыгане уверены, что Бог их любит. Даже есть такая байка: когда-то Бог привязывал народы к землям. Но, когда увидел, какие цыгане получились талантливые и весёлые, решил их не привязывать, а подарил им всю землю…

— У всех цыган России есть общие вопросы, которые надо решать, — считает Саша. — Политическая пассивность, которая приводит к тому, что цыган во все времена норовят зажать. Правовая безграмотность. Низкий уровень образования. Агрессия националистов, погромы. Информационная разобщённость. Невозможность без труда ознакомиться с цыганской культурой во всей полноте, с родной историей, из-за чего мир сужается до одного города. Это обязательно приведёт к регрессу.

— У всех нас цыганская душа, — говорит Кристина. — Всех нас Бог любит. Мы должны держаться вместе.

А маленькая девочка в Чудово рисовала что-то палочкой по земле и напевала «Джелем, джелем». Знала ли она, что это цыганский гимн, или нет, но пела от всей души:

«Я ехал, я ехал
Долгими дорогами,
Я встречал
Счастливых цыган».



п.с. Буду очень рада информационной поддержке. Спасибо за таковую
altsarev
sonichnaj
poshumania
red_ptero

  • 1
Я правильно поняла, что многокурящий Саша - это...

Ага :)
Зачем мне, спрашивается, далеко бегать за натурой? Не то, чтоб далеко, но Саша типичней золотого мальчика Стёпы Деметера, как ни крути, а других молодых котляров-интеллигентов я не знаю

А статья-то, статья-то как?!

Статья интересная, но сумбурная немного какая-то, и недовычитанная, вот, например: "Но в общем и целом друг против друга не имеют ничего против." - тут явно ошибка

Ну вычитывать было дело редактора. У меня тут на компе 10 версий, я забубенила первую открывшуюся, если честно.
А в чём ошибка?

(no subject) (Anonymous) Expand
Видно, что статья написана человеком знающим, и это наверное ее недостаток.)) Хотя некоторая недосказанность и сглаживает не хватает все же главного - некой нераспознанной загадки этого народа.

Еще вышла познавательная статья про цыган в журнале "Максим" - читали?

Нет, читала пересказ.
Местами такая ересь, что я пыталась понять: знает ли автор о Википедии :)
Наши загадки были не темой статьи.

На фото Тани Котовой узнаю и места, и многих;)

Сейчас повешу ссылочку на статью. Она и вправду "сыровата", но, в целом, хорошо получилось!

У Тани котляры Пери :)
Это версия статьи до вычитки
Можешь показать мне на изъяны, я подконопачу :)

(no subject) (Anonymous) Expand
Очень интересная информация, спасибо.

"Женщинам у котляров на второй этаж правда нельзя. Все цыгане думают, что у женщин с низа идёт «скверна», «нечистота», но, например, русска рома считают, что перекрытия или даже бельё могут её задерживать. А котляры не согласны. У них, если цыганка зашла на второй этаж, то весь первый осквернила, в дом зайти уже нельзя — «опоганишься»." - за женщин обидно прямо стало...)

Ну дык традиционное патриархальное общество
Зато женщину нельзя осквернить походя, как мужчину, приложив чем-нибудь скверным по голове - верх женщины считай что свят

хорошая статья. обязательно возьму Гео. ноябрьский номер?

октябрьский
но по объёму, должна предупредить, там втрое меньше, потому что там по ходу дела концепция номера изменилась
зато офигенские фотки и статья про цыган от западного автора (правда, там, где теория, у него ересь, потому что не было в Византии касты неприкасаемых :) )

Давно хотела спросить, кстати - чем объясняется нежелание (за редкими исключениями) цыган учиться?

В России я бы не назвала это редкими исключениями.
А связано - со страхом и недоверием к окружающему миру.

Угу, в ГЕО видела, в руки брала и листала, но ... еще не купила. :(
Ничего, еще приду к тебе за автографом. :)))

да чего ж интересно!!

спасибо :)
я старалась написать хоть что-то новое :)

Спасибо. С большим удовольствием читаю ваши статьи :)

Спасибо за статью, очень интересно!
и не могу не поделиться.
Поражаюсь случающимся синхронностям. Вчера по ссылкам забрела в ваш журнал, а сегодня на Nieuwmarkt разговорилась с женщиной - хозяйкой лавки со всякими индийскими штучками. Спросила откуда она, не смогла распознать ее акцента. Из Швеции, говорит. Но акцент-то был не шведский,я скорее бы на балканский подумала. Выяснилось, что цыганка, уже лет пятнадцать живет в Голландии. В Швеции работала детским психологом. А сейчас вот ездит сама по индийским деревням , закупает рызные кустарные изделия и продает их в Голландии. На выручку делает новые закупки, да еще финансирует , как я поняла, обучение кустарей ремеслам. Поняла, что про цыган в Западной Европе я вообще ничего не знаю.

Ты молодец - как всегда

А журнал обязательно куплю

А я-то, дурак, на Украину, к влахам, хотел... Да какая Украина, когда здесь такая красота?!

  • 1
?

Log in