Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Next Entry
Ещё раз пишу про Элизбара!!!
kham
gipsylilya
Чтоб всем и сразу!
Мои комментарии по статье http://www.rusrep.ru/2008/38/elizbar_ivanov/!

1. Рада за героя статьи. Хорошей дорогой пошёл. И нет наркотикам.

2. Он не первый цыган духовного звания. Ой как не первый. Одно
время было модно обсуждать цыгана-священника Вадима Грушко. Просто он сейчас старенький, и про него забыли. Но и он! Но и он не был первым и тем более единственным.

3. Народная этимология сосёт. Слово "Бог" (русское) по-английски тоже ничего сакрального не значит, но, скажите на милость, при чём здесь английский?! А цыганское слово "Дэвэл" прямиком из санскрита происходит. И там никакого страшного значения не имело.

4. Элизбар сильно обобщает, ориентируясь на свой табор, что часто свойственно цыганам. Имея возможность общаться с цыганами много и разными, я отмечаю по крайней мере у православных очень высокую набожность (см. мой рассказ "Роковые тапочки", где цыгане пересказывают сюжет из Нового Завета и заявляют, что сила Божия дана в помощь людям; сюжет рассказа взят из жизни; набожность, конечно, не в этом, но просто интересный пример). Грамота тоже распространена вполне.

5. Цыгане не слишком-то охотно меняют веру при переезде. Русска рома в Киргизстане остались православными. Котляры во Франции оставались православными лет пятьдесят, да и сейчас среди них много православных. Цыгане-мусульмане Греции остались мусульманами по сей день, хотя в Греции это непрестижно. Многие ловари всё ещё католики. Т.е. Элизбар где-то информации про лёгкую смену веры нахватался явно не в цыганском мире.

6. Криминальные кланы часто изолированны от остальных цыган и потому понятия не имеют, как живёт кто-то, кроме них. Отсюда и наивность Элизбара по тому же вопросу веры.

  • 1
спасибо за комментарий!

Ну, ты в курсе, кто ссылочку на эту статью в ЖЖ запустил?..

С паршивой овцы и т.д. :)

А он не любит цыган вообще или только наркоторговцев?

Он доказывает, что это одно и то же, а если не одно и то же, то всё равно цыгане отстой, потому что знают, что другие цыгане торгуют, но не объявляют джихад

Что касается "страшного значения": у такого солидного исследователя как Вяч. Всеволодович Аванов я встречала этимологический экскурс, показывающий, что корень *deu- в индоевропейском праязыке означал, скажем так, нуминозную сущность, без знака плюс или минус. Язческие божества, особенно низшего пантеона, зачастую имеют весьма неопределённый характер. Поэтому родство этого корня, пристуствующего в имени Зевса, в санскр. *deva (жен. **devi с i долгим), в цыганском "дэвэл" с русским "дьявол" вполне легитимна.

Но в данном конкретном случае - действительно сосёт. ТОлько не народная этимлогия, а этимологическая интерпретация.

"Дьявол" от греческого diabolos, что значит "клеветник" (dia- здесь приставка).

Иванов рассматривает индоевропейские корни. В греческом могли тоже быть свои народные этимологии и переосмысление структуры слова. Такое переосмысление часто случается в истории языков, поэтому, скажем так, предоженная им этимология допустима.

В слове "диавол" индоевропейские корни как раз не при чем. Там корень не "диав", а "вол". "Диа" - всего лишь приставка. Так что народная этимология sucks.

А от корня "дев" происходит divus/deus в латыни. Отсюда - Deus/Dio/Dieu и т.д. в романских языках. Что, они тоже Бога с диаволом путают? :)

Я не буду спорит, поскольку исторграмматика не ест область моей специализации, а искать выписку, сделанную когда-то для спецкурса - иголку в стоге сена проще найти.

Однако "путать Бога с дьяволом" - это крайне некорректная формулировка, возможная только для синхронного среза, но никак не для диахронии. "Путали" же не только древние иудеи (им простительно), но и наследники Перикла и Алкивиада Аполлона и Аполлиона. А между тем, у Цивьян (? - надо проверить, да за книжкой сейчас не полезу) весьма убедительно доказано, что бог солнечного света стал демоном бездны и показан культурный механизм этого процесса. Это я так, к вопросу о методологии исследования вспомнила. Если найду выписку, у себя её опубликую со ссылками.

Нет, в принципе ясно, что бабушка-колдунья из статьи помощь получала не от Бога, как бы она там ни молилась. Но само цыганское слово "девел" со словом "диавол" ничего общего не имеет (наверняка сам диакон Элизбар к Христу так обращается в личной молитве :)). А священник в статье проводит параллель между этими словами, в чем и ошибается.

Не "клеветник", а "разделяющий, вносящий раздор, отделяющий".

Это не я, это греческий язык :)

Вот как Стронг переводит "диаболос"

1228 diabolov diabolos dee-ab’-ol-os

from 1225; TDNT-2:72,150; adj

AV-devil 35, false accuser 2, slanderer 1; 38

1) prone to slander, slanderous, accusing falsely
1a) a calumniator, false accuser, slanderer,
2) metaph. applied to a man who, by opposing the cause of God, may be said to act the part of the devil or to side with him

Re: Вот как Стронг переводит "диаболос"

Мы тут говорили про этимологию данного слова и про его использование в христианском контексте, а не про все значения, которые оно когда-либо имело. Для обозначения диавола данное слово было избрано именно из-за его этимологии "разделяющий".

Можете дать ссылку на Ваш источник? По имеющимся у меня сведениям, слово "диаболос" состоит из "диа" - "через" и "балло" - "кидать". Основное его значение - именно "клеветник". Именно в этом значении оно используется в Библии.

Ballo - это не только "кидать", но и "помещать, размещать" и т.д. (см., например, Liddel & Scott). Dia в данном случае передает разделение. Такие слова, как diaballomai и diabolh означают, соответственно, вражду, раздор и т.п. (см. тех же и Бабиниотиса), глагол diaballo - не только "клеветать", но и "ссорить", т.е. разделять, сеять раздор (Вейсман). Еврейское слово satan, которое в ВЗ и переводится словом diabolos, означает "враг, противник" (здесь опять акцент - на противлении, разделении, раздоре).

Спасибо, очень интересно.

Хоть что-то должно же оставаться на своем месте у цыган - вера :)

мечты сбываются

двадцать лет назад в ночь на 1-е августа я сидела на берегу волги в свете полной луны. смотрела на заброшеную церковь белого городка...я очень мечтала, что б она снова ожила...она была так красива даже в заброшенном виде...и я очень рада, что она возраждается...

  • 1
?

Log in