Home
Sep. 10th, 2007 @ 04:03 pm 30 фактов о цыганах (ред. 2)


1. «Цыгане» — собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.

2. У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в т.ч. литература.

3. Цыгане условно делятся на восточных и западных.

4. Цыгане как нация сформировались в Персии (восточная ветвь) и Римской Империи (она же Ромея, она же Византия; западная ветвь). Вообще, обычно, говоря о цыганах, имеют в виду именно западных цыган (группы рома и кале).

5. Поскольку цыгане группы рома — явные европеоиды и возникли как нация в европейской стране, они являются европейцами, а не «загадочным восточным народом», как любят писать журналисты. Конечно, как и у русских и испанцев, у них осталось некоторое наследие восточного менталитета.

6. «Восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19-20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. «Восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской» (т.е. культуры заметно более многочисленных и культурно развитых «западных» цыган), хотя у тех и тех есть общее культурное наследие индийских предков. «Восточные» и «западные» цыгане практически не общаются.



7. Цыганские языки в подавляющем большинстве являются потомками санскрита.

8. Вопреки утверждениям некоторых людей, далёких от этнографии и истории, никакого «изгнания цыган» из Индии и Римской Империи никогда не было как события.
В Индии цыган не было вообще, были индийцы. По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индийцев предположительно касты "дом" покинула Индию где-то в VI веке. Предполагается, что эту группу музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX-X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины. Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков - Индии.

9. Византию цыгане начали покидать в период завоевания её мусульманами. Исход из Римской Империи длился десятилетиями. Часть цыган, всё же, по различным причинам осталась на родине. Их потомки со временем приняли ислам.

10. Есть гипотеза, что прозвище "египтяне" цыгане получили ещё в Византии, за свою смуглость и за то, что наиболее заметная часть цыган занималась, как и приезжие египтяне, цирковым искусством. С цирковым же искусством и с гаданием связано было и другое прозвище, от которого произошло и слово "цыгане": "атсингане". Изначально, так называли неких сектантов, ищущих тайных знаний. Но со временем, видимо, слово стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. Сами себя цыгане уже тогда называли "рома" и сами себе дали прозвище "кале", т.е. чернявые, смуглые

11. Считается, что именно цыгане широко распространили в мусульманских странах танец живота. Однако, тому нет ни доказательств, ни опровержений.



12. Традиционными для цыган областями деятельности являются искусства, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки).

13. Вскоре после прихода в Европу цыгане стали одними из жертв больших социально-экономических кризисов и подверглись жесточайшим гонениям. Это привело к сильной маргинализации и криминализации цыган. От полного уничтожения цыган спасло в общем и целом нейтральное или дружелюбное отношение большей части простого народа, не желавшего исполнять в отношении цыган кровавых законов.

14. Говорят, что знаменитый Папюс учился гадать у цыган.



15. Инквизиция никогда не интересовалась цыганами.

16. Медицине неизвестны случаи заболевания проказой в среде цыган. Самые распространённые группы крови у цыган - III и I. Процент III и IV крови очень высок по сравнению с другими европейскими народами.

17. В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в канибализме.

18. В 18-19 веках, с повышением терпимости к ним в европейском обществе, криминальность цыган резко и сильно снизилась. В 19 веке в Европе пошёл очень быстрый процесс интеграции цыган в общество.

19. В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России.

20. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.

21. Почти все названия цыганских национальностей либо являются названиями ключевых профессий, либо отображают название страны, считающейся ими родной. Это многое говорит о цыганских приоритетах.

22. Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.



23. Цыгане — известные пацифисты. Однако в разное время они служили при армиях и в армиях Германии, Пруссии, Швеции и России.
В 1812 году русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск.
При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.
Во время Второй Мировой Войны цыгане участвовали в военных действиях в составе как регулярных армий (СССР, Франция; рядовые, танкисты, военные инженеры, лётчики, санитары, артиллеристы и т.п.), так и партизанских групп, смешанных и чисто цыганских (СССР, Франция, Восточная Европа).

24. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).

25. Среди выдающихся цыган есть учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, боксёры (в т.ч. чемпионы), футболисты, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы.
Одни известны более, например, как Маришка Вереш, Ион Войку, Янош Бихари, Джем Мэйс, Матео Максимов, Юл Бриннер, Тони Гатлиф, Николай Сличенко, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, Хоакин Кортес, другие менее, но тоже могут похвастаться значительными вкладами в цыганскую и мировую культуру.

26. Увидев в статье о российских цыганах фразу «кочевой народ» без кавычек, можете её не читать. Автор не напишет ничего на самом деле достоверного, если не знает даже такого факта, что лишь 1% российских цыган кочует.

27. По данными МВД Украины, при том, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, в статистике они на последнем. Этнографы считают, что аналогична ситуация и в России.

28. Во времена Сталина цыгане подверглись целенаправленным репрессиям.

29. Термин «цыганский барон» используется цыганами лишь последние пару десятков лет, и далеко не всеми. Это заимствование из СМИ и романтической литературы. Термин используется специально для общения с нецыганами.

30. В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Македонии, в Германии, а также театры и студии помельче в этих и других странах.
About this Entry
gipsy eyes
[User Picture Icon]
From:[info]vook_stocker
Date: January 19th, 2007 02:30 pm (UTC)
(Permanent Link)
ну не сказано о таком существенном факторе, как гонения цыган в период возникновения лютеранства, в результате чего и была значительная часть миграции на восток
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: January 19th, 2007 04:46 pm (UTC)
(Permanent Link)
ну это не более чем 30 фактов, а не подробный учебник истории
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: January 19th, 2007 04:47 pm (UTC)
(Permanent Link)
сможешь изложить это лаконично, будет 31 факт
[User Picture Icon]
From:[info]vook_stocker
Date: January 19th, 2007 07:01 pm (UTC)

Re: Reply to your comment...

(Permanent Link)
так это у Бессонова кажись об этом где-то было


[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: January 20th, 2007 01:30 pm (UTC)

Re: Reply to your comment...

(Permanent Link)
у него где-то целый учебник был, а также ряд работ и статей.
Проблема в том, как их передать лаконичными популярнымми фразами :)
[User Picture Icon]
From:[info]anhela_l
Date: January 19th, 2007 05:11 pm (UTC)
(Permanent Link)
Я нас в Москве театр "Ромэн", в декабре юбилей свой
отмечал:-)

А вообще, я считаю, огромным плюсом, что они являются выходцами! (не изгоями!), а выходцами из Индии:-) (я кстати и не думала что они были изгоями из Индии, я всегда считала, что цыгане - выходцы из Индии)
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: January 19th, 2007 05:14 pm (UTC)
(Permanent Link)
фашики обычно любят утверждать про изгнание мерзких цыган из чистой священной арийской Индии
[User Picture Icon]
From:[info]anhela_l
Date: January 19th, 2007 05:30 pm (UTC)
(Permanent Link)
Ну они скажут!
Они жгли славян, а вроде как славяне входят в индо-арийскую группу. Так что...
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: January 19th, 2007 05:43 pm (UTC)
(Permanent Link)
Я про русских фашиков
[User Picture Icon]
From:[info]anhela_l
Date: January 19th, 2007 06:13 pm (UTC)
(Permanent Link)
Есть очень хорошее изречение: "Тот кто забывает свою историю, тот вынужнен повторять ее заново"
[User Picture Icon]
From:[info]chauvin
Date: January 19th, 2007 05:58 pm (UTC)
(Permanent Link)
А какие цыганские языки искусственно образованы? Когда и как они создавались?

И ещё вопрос: как наверняка определить, что человек - цыган, по его имени (хотя бы с "западными", опять же)? У них существуют какие-нибудь особые традиции именословия?
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: January 19th, 2007 06:08 pm (UTC)
(Permanent Link)
1) Искусственные языки создавались так же, как цеховые и кри минальные жаргоны. Т.е. на родную грамматику наклыдваются придуманные корни.
Те цыгане, которых заставляли забыть язык под страхом смерти, так же созидали нечто искусственное, не знаю почему, но это было или местная лексика на цыганской грамматике, или наоборот.
2) Наверняка никак не определить, хотя есть традиции именословаия, конечно же. Но наверняка - никак. Разве что по совсем цыганским именам: Раджо, Лачё, Зурало и т.п.
[User Picture Icon]
From:[info]chauvin
Date: January 19th, 2007 06:26 pm (UTC)
(Permanent Link)
Т.е. нечто вроде идиша и ладино получалось, да?
Кстати, а ты слышала о каких-либо связях между цыганами и евреями (ну кроме того что и тех и тех во времена оные в одних печах жгли)? Я заметил, что существует довольно много еврейских песен на цыганские мотивы ("Эх ду фидл", "Дона-дона" и т.п.) - интересно, откуда это идёт?
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: January 19th, 2007 06:30 pm (UTC)
(Permanent Link)
Наверное, это от цыган, исповедующих иудаизм. Их немного, но они таки есть. Некоторые из них роднятся с евреями.
Живут, в основном, в Израиле, есть и в Болгарии.
[User Picture Icon]
From:[info]sam_petrov
Date: January 19th, 2007 10:38 pm (UTC)
(Permanent Link)
Милая! Хорошая! Я прочитаю твой пост! Обязательно, когда появится пара свободных минут! Но елки-палки! Используй, пожалуйста, кат!
От этого будет лучше тебе и всем!
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: January 20th, 2007 01:13 pm (UTC)
(Permanent Link)
*очень стыдно*
From:(Anonymous)
Date: September 10th, 2007 12:37 pm (UTC)
(Permanent Link)
Очень интересные факты на самом деле. А можно поподробнее, например про цыганский флаг, ведь это именно он, как я понимаю, у Вас на страничке? Похож на индийский флаг, кстати, и наверное не случайно? Интересно было бы узнать поподробнее о знаменитых цыганах, а то из тех, кого Вы перечислили, к своему стыду, я знаю только Н.Сличенко.
Известная вещь, что цыганский язык - родственник североиндийских языков, но как удивительно все-таки, когда встречаешь конкретные слова, которые с хинди почти один в один. А как Вы кстати относитесь к индийской музыкальной культуре?
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: September 10th, 2007 02:05 pm (UTC)
(Permanent Link)
Я мало знакома с индийской музыкальной культурой, поэтому ничего сказать не могу на эту тему

Про цыганский флаг:
http://romanykultury.info/romanipe/paramichi.php?row=2
http://ru.wikipedia.org/wiki/Цыганский_флаг

Про известных цыган:
http://romanykultury.info/topics/
http://romanykultury.info/face/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Известные_цыгане
[User Picture Icon]
From:[info]a_kuntz
Date: September 10th, 2007 03:34 pm (UTC)
(Permanent Link)
Извините пожалуйста, приведённая вами история происхождения цыган, это все-таки факт или одна из версий?

Вопрос возник после прочтения статьи в англо-википедии: "The absence of a written history has meant that the origin and early history of the Romani people was long an enigma."
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: September 10th, 2007 04:34 pm (UTC)
(Permanent Link)
Гипотез было несколько, но подтвердилась только одна из них.
Независимо друг от друга её подтвердили при помощи лингвистической экспертизы в России (не спрашивайте меня, что такое лингвистическая экспертиза, я не представляю себе) и генетической экспертизы в Астралии
[User Picture Icon]
From:[info]a_kuntz
Date: September 10th, 2007 05:58 pm (UTC)
(Permanent Link)
Кстати, может это будет интересно - изучая вопрос, нашёл целую монографию по истории цыган - http://www.narodnapravda.com.ua/authors/464c7e3e925fd/
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: September 10th, 2007 08:03 pm (UTC)
(Permanent Link)
да, мы с ней знакомы :)
но я не согласна, что самоназвание цыган рома, как и с некоторыми другими моментами
ну и наверное, из-за человеческого фактора, мне больше нравится Бессонов
я всегда больше склонна доверять тем, с кем знакома, такой я простой человек
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: September 10th, 2007 08:05 pm (UTC)
(Permanent Link)
да, освежила в памяти эту вещь, там очень забывают о нейтральном тоне и объективности
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: September 10th, 2007 08:08 pm (UTC)
(Permanent Link)
кстати, Вы читали Историю цыган от Бессонова, Кутенкова и Деметер? Очень рекомендую
Хотя и там есть спорные моменты, точнее, две или три неподтвердившиеся гипотезы
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: September 10th, 2007 08:23 pm (UTC)
(Permanent Link)
Если не секрет, как Вы меня нашли и зачем? :)
[User Picture Icon]
From:[info]a_kuntz
Date: September 10th, 2007 11:51 pm (UTC)
(Permanent Link)
Есть у меня дурацкая привычка читать чужие френд-ленты, так-что нашел случайно и без какой-то цели. Спасибо за содержательную статью. А нз труда Бровко я пока осилил только 4 главы, работать тоже надо знаете ли.
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: September 11th, 2007 01:36 am (UTC)
(Permanent Link)
не слишком ему доверяйте ;) и лучше читайте вменяемых авторов
[User Picture Icon]
From:[info]a_kuntz
Date: September 11th, 2007 01:57 am (UTC)
(Permanent Link)
То, что я прочитал, вроде на 90% совпадает с вашим изложением. Я понимаю, что любой историк субъективен, но мне он показался довольно нейтральным. Что же вас против него так настраивает?

PS - мой userpic - это цыганский скрипач, снявшийся в филме "Крысолов из Гудзовины" o визите солиста Gogol Bordello Гудзя в цыганский поселок. Сам я к цыганам не имею ни малейшего отношения.
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: September 11th, 2007 02:17 am (UTC)
(Permanent Link)
Я знаю, что не имеете
объяснять, что не так, долго, просто прочитайте Бессонова (это русский цыганолог) с компанией и сравните стиль изложения, объективность и аналитические умения
http://zigane.pp.ru/
[User Picture Icon]
From:[info]zina_korzina
Date: April 2nd, 2008 07:22 am (UTC)
(Permanent Link)
Вы молодец, что изучаете культуру своего народа.
[User Picture Icon]
From:[info]rev_andre
Date: April 12th, 2008 09:59 pm (UTC)
(Permanent Link)
Забавно, что в Англии местные "цыгане" совсем внешне не похожи на российских. Отличаются от аборигенов только акцентом и образом жизни. Читал где-то, что их появление на острове не совсем ясно.
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: April 13th, 2008 05:58 am (UTC)
(Permanent Link)
Трэвеллерз? Да, у них культура, почти во всём идентичная их британским же соседям ромничел (одна измалых групп цыган-рома) и при этом генетически вроде бы они практически не отличаются от "аборигенного" населения
[User Picture Icon]
From:[info]michel_teatr
Date: April 15th, 2008 05:49 am (UTC)

цыгане

(Permanent Link)
Я работал директором сельского дома культуры. К этому времени цыгане из поселка все куда-то выехали, но местные жители мне рассказывали, что раньше их было очень много, проходу никому не давали, вечером люди боялись выходить из дома. Приходили на танцы в дом культуры, денег за вход не платили,приставали к русским девчонкам, бывали драки с поножовщиной, даже милиция с ними ничего сделать не могла! Но потом,по слухам,приехал барон и дал команду всем съехать... Ну это то что я слышал от других. А вот что произошло со мной: в один прекрасный вечер была в ДК дискотека,все шло тихо мирно и вдруг прикатила целая толпа цыган,видимо бывших местных. Они вели себя очень вызывающе,некоторые купили билеты,а часть прошли так - бесплатно... И мат-перемат, орут, семечки на пол плюют. Я культурно (все-таки институт культуры закончил)взываю к их совести, все-таки цыгане культурная и талантливая нация, а в ответ один очень культурный "рома" обозвал меня ГАНДОНОМ! Спасибо православные братья романы,цыганы или как вас там ... я вас тоже люблю!
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: April 15th, 2008 06:24 am (UTC)
(Permanent Link)
а вы не пробовали взывать к великой культуре русской гопоты, часом?
сильно другой эффект был бы, думаете?
[User Picture Icon]
From:[info]aka_author
Date: June 7th, 2008 01:53 pm (UTC)
(Permanent Link)
*** III и I. Процент III и IV ****\

Здесь, похоже, где-то опечатка.
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: June 7th, 2008 06:43 pm (UTC)
(Permanent Link)
"
- Самые распространённые группы крови у цыган - III и I.

- Процент III и IV крови очень высок по сравнению с другими европейскими народами."

Есть какое-то противоречие?
Обладателей IV группы крови среди цыган меньше, чем III и I, но в процентном соотношении больше, чем у других европейцев
[User Picture Icon]
From:[info]aka_author
Date: June 7th, 2008 06:59 pm (UTC)
(Permanent Link)
Т.е. получается, что для цыган особенно нетипична II группа. Так?
[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: June 7th, 2008 07:41 pm (UTC)
(Permanent Link)
Этого не следует. II и IV примерно одинаково нетипичны, в таком случае. Потому что самые типичные - III и I
[User Picture Icon]
From:[info]aka_author
Date: June 7th, 2008 08:38 pm (UTC)
(Permanent Link)
У меня вот какой вопрос. Есть, допустим, цыган программист, который живет как обычный городской профессионал. У него отдельная квартира, высшее образование, работа, карьера, машина, отдых за границей, хобби и т.д. В общем, о включен во все системы, в которые включен русский или, там еврейский программист. И есть такая женщина в сером платке и широкой юбке, которая подходит к прохожим на улице и погадать предлагает. Они по Цыганскому Закону не в идеале, а не практике что-нибудь друг другу обязаны? Скажем, в поезде они оказались в одном купе, и у них по какому-то поводу произошел конфликт. Гадалка реально может подать на программиста в цыганский суд? Или он ее пошлет просто и всерьез не примет? Если она реально может подать на него в цыганский суд, то как это технически будет осуществлено? Кто будет судьей между ними?


[User Picture Icon]
From:[info]gipsylilya
Date: June 8th, 2008 06:38 pm (UTC)
(Permanent Link)
Может она созвать цыганский суд, но только по определённому кругу вопросов: если он её обокрал, или изнасиловал, или избил. Я такое с трудом себе представляю. Так же и он может созвать. Судьёй будут уважаемые цыгане, знакомые их семьям.