Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Next Entry
Романипэ: философия цыганства. Имена.
merry
gipsylilya
Не трудитесь искать, откуда я списываю: это будет сводный пост по статьям, которые я публиковала на Википедии и сайте про имена.

Прежде, чем мы углубимся в вопросы непосредственно философии, разъясним немного особенность именования в цыганской среде.

У одного отдельно взятого цыгана полное имя состоит из трёх-пяти частей: официальное имя, «светское», или «цыганское» имя, в России, Украине, Беларуси — отчество, официальная фамилия, «светская», или «цыганская» фамилия (условно говоря, прозвище данной ветви семьи).

Кроме такого вот сложносоставного имени, цыгане могут пользоваться псевдонимами (на эстраде, в быту и бизнесе — для удобства общения с нецыганоязычными людьми, а также разного рода мафиози).

Официальные имя и фамилия — это те, что записаны в документах. Отчество формируется, как правило, по официальному имени отца. Официальные имена используются, как правило, в официальных случаях, а также в среде цыганской интеллигенции между не очень близко знакомыми людьми. То есть, в первую очередь, это имя для "внешнего" мира.

Такие имена можно условно разделить на три группы:
1) Собственно цыганские или индийские имена, выбираются благодаря значению. Самые редкие и самые разнообразные. Примеры: Гита (Песня), Лоло (Рыжий, Блондин), Лулуди (Цветок).
2) Заимствованные имена, переосмысленные в контексте цыганского языка и цыганской культуры. Значение на исходном языке также считается важным. «Хорошими», «счастливыми» более всего считаются «драгоценные» имена и имена, как либо связанные с Богом. Примеры: Злата, Алмаз, Богдан, Мирослава. Особняком стоит имя Роман, символизирующее «цыгана вообще» так же, как много веков русского символизировало имя Иван.
3) Прочие, характерные для религиозной конфессии и места проживания имена. Примеры: Вадим, Елена, Сеферино, Бронислава.

Однако, согласно цыганскому пониманию мира, имя должно не только идентифицировать человека, как какую-нибудь квартиру - почтовый адрес, но и выражать его характер, сущность, судьбу. Поэтому внутри цыганского общества основным именем считается то, что исследователи извне ошибочно называют прозвищем. Почему ошибочно? Потому, что прозвище - это не более чем приложение к имени, у цыган же внутреннее, "светское" имя является более официальным, признанным внутри цыганского общества, чем "документальное".

Это имя часто приобретается цыганом в течение жизни и характеризует его либо напоминает о значимом в его жизни событии. Так, поэтесса Бронислава Вайс больше известна под своим светским цыганским именем Папуша - "Куколка". Святой покровитель цыган в католичестве, Сеферино Малья, за свой характер стал известен как Эль Пеле, что является не очень приличным, но одобрительным обозначением мужественного человека на языке испанских цыган.

Иногда в роли "светского" имени выступает документальное, либо же сокращение от документального имени. Так, джазмен Жан-Батист Рейнхардт носил среди цыган имя Джанго (цыганская модификация его паспортного имени).

Светским именем может также стать и имя, данное при крестинах,если оноотличное от официального.

Что же с цыганской фамилией? Дело в том, что в каждой конкретной стране все цыгане происходят от всего нескольких, иногда нескольких десятков семейств, которые со временем разрастаются и разбиваются на разные семьи. А официальная-то фамилия остаётся одна! Такой оборот дел не может не вносить известную путаницу, и потому почти каждой семье, имеющей однофамильцев, среди цыган принято давать ещё и "цыганскую" фамилию, происходящую,как правило, от имени или прозвища её основателя. Самый известный пример: светская фамилия писателя Петровича - Сапорони.

Понравилось? Позолотите ручку ссылочкой :)

Спонсорами публикации выступили:
zlaya_zadnica
lomelind

  • 1
ей 72 года, по паспорту - христина, в обиходе - "биби надя". на вопрос, кем себя чувствует - "надей" или "христиной", отвечает сразу, что "надей". мне не было понятно, какое же место в ее сознании занимает "христина". а вы как думаете?

в тексте объяснено

уточните. пока не нахожу объяснения.два имени - усложненность самоощущения?

Одно имя для внешнего мира, бумажно-чиновничьего, другое - для жизни
Типичная цыганская двойственность мироощущения

спасибо. то есть фактически имя одно, потому что с именем для "бумаг" носитель не соотносит себя?

нифига
внешнее имя тоже часть цыгана, просто она внешняя

это любопытно. второе имя не подразумевает вторую личность?

Совершенно нет. Это лишь отображение дуального мировоззрения, и всё.

как вы понимаете понятие "дуальное мировоззрение"? я не вполне представляю себе, что это.

Спасибо :)
Если нетрудно, укажи, что это не вообще о цыганах, а о цыганских именах.

Вадим это циганское имя?
А что оно означает? Всю жизнь пытаюсь узнать и никак не получается...

Вадим - славянское (на смуту вадити), означает смутьяна и бунтаря. Моего брата так зовут.

в прпвославных святцах "вадим" фигурирует как имя святого...индийца по происхождению!

уря! наконец про имена!!

:)
тема получилась?

да. но у меня вопрос. тут, в Украине, у цыган бывают имена какие-то мусульманские - типа Зухра. а может не Зухра. но как-то так. а они не мусульмане тут вовсе. это чегойто так?

1) К вам мусульманские имена могли прийти с Балкан
2) Кроме того, на Украине есть и такие цыгане - крымы, а они мусульмане

нифигасе какое у нас тут разнообразие!

ага, у вас там никак не меньше пяти этногрупп

2) Кроме того, на Украине есть и такие цыгане - крымы, а они мусульмане

А они говорят по-цыгаснки или на по-тюркски?

В Крыму есть также весьма древний еврейский этнос - крымчаки, и караимы - потомки евреев, исповедующие особую религию и считающие себя отдельным народом. Правда, крымчаков осталось всего около 2000 (75 процентов были истреблены нацистами), из которых свой язык у культуру помнят только пара сотен. Часть крымчаков подвеглась также сталинскому геноциду, вместе с крымскими татарами. Язык у них тюрский, но особенный, насыщенный древнееврейскими терминами.

Грекоязычные эллинизированные евреи жили в жили в Крыму еще в 3-2 веке до н.э. В доисламский период часть местных тюрков перешли в иудаизм. По-видимому, этнос крымчаков сформировался за счет смешения этих групп.

крымы говорят по-цыгански

http://evkulkova.livejournal.com/15408.html?view=105776#t105776 немного фоток про британских цыган.

ой, спасибочки :)

Интересно :) Кстати, история с "основным" именем, "приобретаемым" во время жизни, напоминает то, что происходило и происходит в разных обществах на родоплеменном уровне развития. А именно, до совершеннолетия ребёнок носит одно имя. После - другое, связанное с тем, как он себя успел проявить в жизни, каковы его склонности, предпочтения, доминантные чернты характера, какие важные поступки он успел совершить...

Да, похоже. Но у цыган чуть сложнее.

Похоже, но у цыган всё сложнее

Ну, естественно, с учётом того, что цыгане, даже не вполне осёдлые, живут всё-таки не родо-племенным строем :)

Примерно тоже самое хотела сказать, как пример - индейцы. А тут оказывается, что сложнее. А в чем это "сложнее" заключается? Никак что-то не пойму?! ;)

Потому что от официального имени не отказываются, кроме того, второе, внутреннее, имя, может быть действительно сначала одним, детским, а потом, другим, взрослым, а может и не быть. И срок получения неофициального имени никак не обговорен, это может произойти в годик, а может в сорок лет.

От официального отказаться сложно любому. В голову приходят монахи - после пострига им же дают новое имя, но старыеИмяФамилия все равно остаеются. :)
Я так поняла, что дело просто в нюансах. ;)))

Конечно :) просто нюансов больше, чем в "родо-племенных обществах"

Спасибо. С еврейскими именами в традиционных семьях дело обстоит во многом похоже. Но есть и ряд существенных отличий.

Внутри еврейской среды имеет значение только внутреннее еврейское имя, которое дается мальчику после обрезания, а девочке - в ближайший понедельник, четверг или субботу при чтении специальной молитвы с синагоге (во многих общинах - только в субботу).

Считается, что это имя отражает суть и судьбу человека. В случае серьезного заболевания оно может быть заменено или расширено, чтобы изменить судьбу. Хотя обычно Бог вкладывает нужное имя в уста родителей, неправильный выбор имени может послужить причиной болезни. Обычно в этом случае добавляет дополнительное имя - Хаим для мужчины и Хае для женщины в начале имени, реже - Алтэр/Алтэ. В некоторых местах и отдельных семьях есть особые традиции по этому поводу.

Еврейское имя часто состоит из 2-х, реже - 3-4 частей, хотя в бытовом общении его обычно сокращают. Имена выбираются по разным принципам. Во многих семьях не принято обсуждать имя заранее; считается, что оно должно прийти в голову родителям спонтанно, уже после рождения ребенка. Однако, реально дают чаще всего имя умершего предка или какого-нибудь великого праведника, причастного к традициям семьи. Имена, особенно женские, бывают разного происхождения, включая славянские, к примеру: Добрэ, Славэ, Маше, Чернэ, Златэ, Марьяне.

Официальное паспортное имя зачастую представляет собой адаптацию еврейского имени к языку окружения, нечто "по мотивам" или совсем другое имя, хотя существует некий неформальный список паспортных имен, считающихся по каким-то не всегда ясным причинам более "еврейскими". Например: Борис, Григорий, Владимир, Марина, Елена, Ольга. Однако, именно паспортное имя считается у евреев "светским".

Иногда еврейское имя звучит для постороннего как прозвище или неформальный вариант паспортного, однако именно оно считается "настоящим": К примеру, у Марии или Марины может быть еврейское имя Мане или Марьяше, которое фигурирует во всех внутриеврейских делах (свадьбе, молитвах за здоровье, похоронах и т.п.).

Приведу пару примеров:

Хаим Дов-Бэр, в быту Бэрл, по паспорту - Борис;

Сорэ-Брохе, в быту Сорэ, по паспорту - Светлана.

Однако, принципиальная разница в том, что у евреев "настоящее" имя дается от рождения, а не формируется в течение жизни. Однако дуальность налицо.

Светским именем может также стать и имя, данное при крестинах,если оно отличное от официального.

Вот такой расклад очень похож на еврейский, но как бы в перевернутом виде. Ведь имя Гита или Лулуди при крестинах вряд ли дадут, хотя именно оно исконно цыганское. Существуют ли какие-то правила, по которым цыгану дается "светское" имя? Или оно должно просто возникнуть спонтанно в цыганской среде?

Кстати, Лиля, а можно где-то посмотреть список традиционных цыганских имен? Желательно, с этимологией.

Мне еще вот что подумалось. Еврейская культура насквозь письменная, а цыганская - наоборот, устная. Может быть бы поэтому именно "прозвище", т.е. продукт сугубо устной культуры, у цыган считается более истинным по сравнению с "бумажным"?

У евреев нечто подобное распространено в случае знаменитых раввинов или праведников. Сотни знаменитых авторов и героев фольклора известны еврейскому миру по имени написанной ими книги или по устоявшейся аббревиатуре, но мало кто знает их настоящее имя.

Многих известных людей, хасидских цадиков и культурных деятелей всегда называют по прозвищу, а не по официальному еврейскому или паспортному имени. Причем хасиды это делают принципиально, обосновывая это тем, что прозвище просто так не возникнет.

Обращение по сокращенному бытовому имени в еврейской среде общепринято, хотя в России эта традиция почти изчезла, вместе с самим языком. К примеру, человек с официальным еврейским именем Цви-Ирш может быть по паспорту Григорий, но для евреев - всегда Эршл. Причем это не фамилиарное имя, как Гриша по-русски, но именно основное и практически единственное в еврейской среде. Многие официальные еврейские имена в неизмененном виде употребляются только в исключительных случаях (при помолвке, браке и т.п.). Реально в ходу коллоквиальное имя. Хотя совсем не связанные с именем прозвища - большая редкость и встречаются только у знаменитостей.

"Кстати, Лиля, а можно где-то посмотреть список традиционных цыганских имен? Желательно, с этимологией." - это трудно :)

Имя должно возникнуть спонтанно в среде, или хотя бы в семье.

  • 1
?

Log in