Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Next Entry
Романипэ: философия цыганства. Имена.
merry
gipsylilya
Не трудитесь искать, откуда я списываю: это будет сводный пост по статьям, которые я публиковала на Википедии и сайте про имена.

Прежде, чем мы углубимся в вопросы непосредственно философии, разъясним немного особенность именования в цыганской среде.

У одного отдельно взятого цыгана полное имя состоит из трёх-пяти частей: официальное имя, «светское», или «цыганское» имя, в России, Украине, Беларуси — отчество, официальная фамилия, «светская», или «цыганская» фамилия (условно говоря, прозвище данной ветви семьи).

Кроме такого вот сложносоставного имени, цыгане могут пользоваться псевдонимами (на эстраде, в быту и бизнесе — для удобства общения с нецыганоязычными людьми, а также разного рода мафиози).

Официальные имя и фамилия — это те, что записаны в документах. Отчество формируется, как правило, по официальному имени отца. Официальные имена используются, как правило, в официальных случаях, а также в среде цыганской интеллигенции между не очень близко знакомыми людьми. То есть, в первую очередь, это имя для "внешнего" мира.

Такие имена можно условно разделить на три группы:
1) Собственно цыганские или индийские имена, выбираются благодаря значению. Самые редкие и самые разнообразные. Примеры: Гита (Песня), Лоло (Рыжий, Блондин), Лулуди (Цветок).
2) Заимствованные имена, переосмысленные в контексте цыганского языка и цыганской культуры. Значение на исходном языке также считается важным. «Хорошими», «счастливыми» более всего считаются «драгоценные» имена и имена, как либо связанные с Богом. Примеры: Злата, Алмаз, Богдан, Мирослава. Особняком стоит имя Роман, символизирующее «цыгана вообще» так же, как много веков русского символизировало имя Иван.
3) Прочие, характерные для религиозной конфессии и места проживания имена. Примеры: Вадим, Елена, Сеферино, Бронислава.

Однако, согласно цыганскому пониманию мира, имя должно не только идентифицировать человека, как какую-нибудь квартиру - почтовый адрес, но и выражать его характер, сущность, судьбу. Поэтому внутри цыганского общества основным именем считается то, что исследователи извне ошибочно называют прозвищем. Почему ошибочно? Потому, что прозвище - это не более чем приложение к имени, у цыган же внутреннее, "светское" имя является более официальным, признанным внутри цыганского общества, чем "документальное".

Это имя часто приобретается цыганом в течение жизни и характеризует его либо напоминает о значимом в его жизни событии. Так, поэтесса Бронислава Вайс больше известна под своим светским цыганским именем Папуша - "Куколка". Святой покровитель цыган в католичестве, Сеферино Малья, за свой характер стал известен как Эль Пеле, что является не очень приличным, но одобрительным обозначением мужественного человека на языке испанских цыган.

Иногда в роли "светского" имени выступает документальное, либо же сокращение от документального имени. Так, джазмен Жан-Батист Рейнхардт носил среди цыган имя Джанго (цыганская модификация его паспортного имени).

Светским именем может также стать и имя, данное при крестинах,если оноотличное от официального.

Что же с цыганской фамилией? Дело в том, что в каждой конкретной стране все цыгане происходят от всего нескольких, иногда нескольких десятков семейств, которые со временем разрастаются и разбиваются на разные семьи. А официальная-то фамилия остаётся одна! Такой оборот дел не может не вносить известную путаницу, и потому почти каждой семье, имеющей однофамильцев, среди цыган принято давать ещё и "цыганскую" фамилию, происходящую,как правило, от имени или прозвища её основателя. Самый известный пример: светская фамилия писателя Петровича - Сапорони.

Понравилось? Позолотите ручку ссылочкой :)

Спонсорами публикации выступили:
zlaya_zadnica
lomelind

  • 1
ей 72 года, по паспорту - христина, в обиходе - "биби надя". на вопрос, кем себя чувствует - "надей" или "христиной", отвечает сразу, что "надей". мне не было понятно, какое же место в ее сознании занимает "христина". а вы как думаете?

в тексте объяснено

Спасибо :)
Если нетрудно, укажи, что это не вообще о цыганах, а о цыганских именах.

Вадим это циганское имя?
А что оно означает? Всю жизнь пытаюсь узнать и никак не получается...

Вадим - славянское (на смуту вадити), означает смутьяна и бунтаря. Моего брата так зовут.

уря! наконец про имена!!

:)
тема получилась?

http://evkulkova.livejournal.com/15408.html?view=105776#t105776 немного фоток про британских цыган.

ой, спасибочки :)

Интересно :) Кстати, история с "основным" именем, "приобретаемым" во время жизни, напоминает то, что происходило и происходит в разных обществах на родоплеменном уровне развития. А именно, до совершеннолетия ребёнок носит одно имя. После - другое, связанное с тем, как он себя успел проявить в жизни, каковы его склонности, предпочтения, доминантные чернты характера, какие важные поступки он успел совершить...

Да, похоже. Но у цыган чуть сложнее.

Спасибо. С еврейскими именами в традиционных семьях дело обстоит во многом похоже. Но есть и ряд существенных отличий.

Внутри еврейской среды имеет значение только внутреннее еврейское имя, которое дается мальчику после обрезания, а девочке - в ближайший понедельник, четверг или субботу при чтении специальной молитвы с синагоге (во многих общинах - только в субботу).

Считается, что это имя отражает суть и судьбу человека. В случае серьезного заболевания оно может быть заменено или расширено, чтобы изменить судьбу. Хотя обычно Бог вкладывает нужное имя в уста родителей, неправильный выбор имени может послужить причиной болезни. Обычно в этом случае добавляет дополнительное имя - Хаим для мужчины и Хае для женщины в начале имени, реже - Алтэр/Алтэ. В некоторых местах и отдельных семьях есть особые традиции по этому поводу.

Еврейское имя часто состоит из 2-х, реже - 3-4 частей, хотя в бытовом общении его обычно сокращают. Имена выбираются по разным принципам. Во многих семьях не принято обсуждать имя заранее; считается, что оно должно прийти в голову родителям спонтанно, уже после рождения ребенка. Однако, реально дают чаще всего имя умершего предка или какого-нибудь великого праведника, причастного к традициям семьи. Имена, особенно женские, бывают разного происхождения, включая славянские, к примеру: Добрэ, Славэ, Маше, Чернэ, Златэ, Марьяне.

Официальное паспортное имя зачастую представляет собой адаптацию еврейского имени к языку окружения, нечто "по мотивам" или совсем другое имя, хотя существует некий неформальный список паспортных имен, считающихся по каким-то не всегда ясным причинам более "еврейскими". Например: Борис, Григорий, Владимир, Марина, Елена, Ольга. Однако, именно паспортное имя считается у евреев "светским".

Иногда еврейское имя звучит для постороннего как прозвище или неформальный вариант паспортного, однако именно оно считается "настоящим": К примеру, у Марии или Марины может быть еврейское имя Мане или Марьяше, которое фигурирует во всех внутриеврейских делах (свадьбе, молитвах за здоровье, похоронах и т.п.).

Приведу пару примеров:

Хаим Дов-Бэр, в быту Бэрл, по паспорту - Борис;

Сорэ-Брохе, в быту Сорэ, по паспорту - Светлана.

Однако, принципиальная разница в том, что у евреев "настоящее" имя дается от рождения, а не формируется в течение жизни. Однако дуальность налицо.

Светским именем может также стать и имя, данное при крестинах,если оно отличное от официального.

Вот такой расклад очень похож на еврейский, но как бы в перевернутом виде. Ведь имя Гита или Лулуди при крестинах вряд ли дадут, хотя именно оно исконно цыганское. Существуют ли какие-то правила, по которым цыгану дается "светское" имя? Или оно должно просто возникнуть спонтанно в цыганской среде?

Кстати, Лиля, а можно где-то посмотреть список традиционных цыганских имен? Желательно, с этимологией.

Мне еще вот что подумалось. Еврейская культура насквозь письменная, а цыганская - наоборот, устная. Может быть бы поэтому именно "прозвище", т.е. продукт сугубо устной культуры, у цыган считается более истинным по сравнению с "бумажным"?

У евреев нечто подобное распространено в случае знаменитых раввинов или праведников. Сотни знаменитых авторов и героев фольклора известны еврейскому миру по имени написанной ими книги или по устоявшейся аббревиатуре, но мало кто знает их настоящее имя.

Многих известных людей, хасидских цадиков и культурных деятелей всегда называют по прозвищу, а не по официальному еврейскому или паспортному имени. Причем хасиды это делают принципиально, обосновывая это тем, что прозвище просто так не возникнет.

Обращение по сокращенному бытовому имени в еврейской среде общепринято, хотя в России эта традиция почти изчезла, вместе с самим языком. К примеру, человек с официальным еврейским именем Цви-Ирш может быть по паспорту Григорий, но для евреев - всегда Эршл. Причем это не фамилиарное имя, как Гриша по-русски, но именно основное и практически единственное в еврейской среде. Многие официальные еврейские имена в неизмененном виде употребляются только в исключительных случаях (при помолвке, браке и т.п.). Реально в ходу коллоквиальное имя. Хотя совсем не связанные с именем прозвища - большая редкость и встречаются только у знаменитостей.

"Кстати, Лиля, а можно где-то посмотреть список традиционных цыганских имен? Желательно, с этимологией." - это трудно :)

Имя должно возникнуть спонтанно в среде, или хотя бы в семье.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account