Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Previous Entry Share Next Entry
Путешествия по стране Цыгании. Польские цыгане.
merry
gipsylilya
Польские цыгане острохарактерны тем, что частенько воспринимаются как недоделанная версия русских цыган. Доля правды в этом есть: предки русских цыган пришли к нам через Польшу, и до сих пор среди руска рома можно встретить фамилии типа Марцинкевич, Матусевич, Дулькевич, Вишневский, Дамбровский и так далее. Русский цыган относительно легко понимает польского цыгана — во всяком случае, значительно легче, чем румынского.

Опять же, в пользу этого восприятия идёт тот факт, что культура польских цыган напоминает культуру русских, но очень сильно не так развита.

И всё-таки, русские цыгане сами по себе, а польские сами по себе.

С чего следует начать, рассказывая о цыганах? Конечно, с музыки и танцев.

Музыка польских цыган, as far as I know, преимущественно скрипичная, а танец гораздо проще, чем у руска рома. По свидетельству Фицовского, парный танец польским цыганам неизвестен (как, впрочем, и русским), танцуют они сольно. Мужчины бьют дробь и обхлопывают себе ноги, женщины также бьют дробь, но мельче, потихоньку передвигаясь то в одну сторону, то в другую, и играют руками. «Цыганские танцовщицы сосредоточенное внимание обращают на игру ладоней и пальцев, собирая их, расправляя и создавая из них разные фигуры, знакомые нам из индийских статуэток. Одна из типичных фигур цыганского танца женщин следующая: по мере возрастания темпа мелодии движения рук становятся все более быстрыми, пока, наконец, в кульминационный момент не останавливаются и не опадают вниз, а плечи танцовщицы, при этом начинают дрожать, как в экстазе». В отличие от музыки и песни, танец так и не приобрёл статус серьёзного ремесла и до сих пор считается «детской» профессией, то есть пляшут за деньги дети и подростки.

Самый-пресамый повод гордости польских цыган, во всяком случае, в самой Польше — поэтесса Папуша и памятник ей. О Папуше принято рассказывать со слезой и умилением; сильно подозреваю, что личность её в глазах польских цыган значительно мифологизирована. Первое, что напишет другому цыгану польский цыган в какой-нибудь цыганской соц. сети или чате: «Ты знаешь Папушу?!» И потом будет картинно хвататься за сердце (потому что большинство цыган ни разу не знают Папушу) на тему того, как можно не знать величайшего цыганского поэта всех времён и народов. При всём моём уважении к этой замечательной женщине, но, по сравнению с той же цыганской литературой России и Украины, её творчество простовато. Возможно, я мало видела её стихов, кто знает.

Биографию Папуши я уже писала. Тихая задумчивая девочка средней внешности, не от мира сего. Решила научиться читать и писать и попросила об уроках одну еврейскую женщину. За каждый урок платила известным способом добытой курицей, за что была бита матерью и отчимом, когда такое расточительство вскрылось. В силу сочетания внешности и характера, успехом у парней не пользовалась и вышла замуж за цыгана лет на двадцать её старше, родственника отчима (точнее, её кое-как пристроили замуж). С мужем, правда, у неё наладилось: она сочиняла песни, а он музыку к ним, на арфе, кстати, и с этим номером они выступали в Одессе со своими всегда свежими шлягерами они и выступали в кабаках. В зрелом возрасте приобрела уважение соплеменников. А потом её стихи опубликовали в журнале в качестве довеска к статье о необходимости цыганам осесть; чуть позже и закон соответствующий вышел. Цыгане озлились, обвинили Папушу во всех грехах, как то: распутстве путём тайной переписки с мужчиной (цыгановедом Ежи Фицовским), разглашении цыганских тайн (цыгановеду Ежи Фицовски) и появлении того самого закона (надо понимать, тоже посредством цыгановеда Ежи Фицовски), официально объявили «осквернённой» (в отношении женщин эта процедура — крайняя редкость!) и выгнали из табора. Несчастная Папуша сошла с ума, так и умерла — в психбольнице. Пока в Польше издавали её стихи, печатали открытки с её портретом и коллекционировали марки с ним же.

Теперь польские цыгане кладут к её памятнику цветочки и проклинают цыгановеда Ежи Фицовски.

Что касается истории взаимоотношений польских цыган и поляков, то она трудна и напряжна. Самый первый закон об оседлости цыган приняли ещё во времена всяких там королей, и назначили плату полицейским за задержку «бродячих» цыган. В результате полицейские нехило нажились, хватая всех попадающихся цыган, цыганок и цыганят («ничего себе за хлебушком сходила», думала не одна осёдлая цыганочка, сиживая в сырой камере) и проводя их как а) «бродячих», б) взрослых (плата за детей была вдвое меньше). Я думаю, если посмотреть полицейскую отчётность того периода, то сложится впечатление, что всё цыганское население Польши было исключительно совершеннолетним и кочевым. Практика такая прекратилась только с захватом польских территорий оккупационными войсками Российской империи, каковой польские цыгане встретили с очень непатриотичным восторгом. Не заладились отношения и дальше: во время Второй Мировой, в отличие от советского населения, польское укрываться цыганам не помогало, и в результате численность их сократилась более, чем на две трети (если вам что-нибудь говорит слово «Освенцим»). Bad (ц).

Впрочем, во времена, когда Польша была страной соц.лагеря, цыганский образ в массовом сознании был позитивен и ассоциировался, в основном, с музыкальным искусством. Ну да, и с Папушей. Возможно, это советское влияние.

Что касается отношений с другими цыганами, то в общем и целом — номана-номана. Кроме одного исключения: цыган румынского происхождения. При виде их у польских цыган встают дыбом волосы на загривке и взгляд становится очень негодующим. Тому есть историческая причина, о которой обязательно расскажет Николай Бессонов в своей книге об истории цыганского криминала. Юноше К., обмолвившемуся об общении с юношей В. (которым доводился ему родственником!), нехило протёрли уши родители на тему «он тебя плохому научит, они, румынские-то, такие-сякие».

Вот, вроде и всё, что знала :)

П.с. Кэлдэрары в Польше, естественно, есть.

П.п.с. Польские цыгане водятся не только в Польше, но и в странах Балтии, и в России. Может, ещё где.

А позолотите ручку, драга мирэ, про греческих цыган расскажу!

  • 1
http://oyor.livejournal.com/3098.html

Спасибо! Буду ждать еще! Я, чтоб не запутаться все ссылки в один пост добавляю, да потом проще искать будет весь цикл.

http://miryel.livejournal.com/36488.html
Спасибо! Очень-очень хочется про русска рома :)

Их я уже решила оставить на десерт.
Опять же, после реакции некоторых молодых ловарей и котляров на предыдущие посты, боязно :)

(Deleted comment)
Похоже на русских цыган, но попроще
Судя по описанию
Видео - не попадалось

(Deleted comment)
Такое загадочное построение фразы, не совсем поняла вопроса.
Где самая большая диаспора русских цыган?
В Москве.
Или вообще где больше всего любых цыган?..
Наверное, тоже в Москве. Хотя в процентном соотношении, скорее, в Туле.

(Deleted comment)
Тогда, наверное, Тула. Может быть, Ростов-на-Дону...

Про маадьяров я совсем недавно написала целый пост, поищите, пожалуйста, по тэгу цыгане. Называется "Венгерские цыгане".

http://mariula08.livejournal.com/119860.html

Лиль, а про латиноамериканских цыган не расскажешь?

Про них уже можно прочитать в рубрике "Кэлдэрары" и ещё можно будет прочесть позже в посте про кале и калонс :)

Из Перу написали:
Bueno , aqui hay muy pocos gitanos , uno se da cuenta por la forma de vestir sobre todo de las mujeres , ellas llevan faldad muy largas y coloridas , collares , brazaletes aunque se ve que son muy pobres pues su apariencia asi lo confirma....aqui ellas te leen la suerte pero a la fuerza , pues cuando la gente pasa se le abalanzan y quieren hacerlo quieras o no por eso las chicas les temen ademas tienen mal caracter...la mayoria son de piel trigueña y de cabello castaño ( las puras), sus casa son pobres (mejor dicho no son casa sino cuartos , corralones etc )
:)

Кэлдэрары. А волосы - выгорают.

Я ЖЕ ГОВОРИЛА :)

Лиль, у тебя тут кракозябры (уголки)...
А сцылка вот она:
http://chauvin.livejournal.com/249431.html

белорусские все же больше польские или русские?

знаешь такого николая калинина, цыганского деятеля из беларуси?

В Беларуси хватает тех и других, кроме того, если правильно понимаю, там часть русских цыган трансформировалась в специфических белорусских.
У вас, кстати, даже кочевые таборы есть.

Знаю только Вальдемара Калинина, тоже из ваших мест.

  • 1
?

Log in